search
main
0

Не гадай – выбирай. Тест как средство диагностики

Эффективно управлять процессом формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Учителя часто не получают достаточной информации о том, как ученики овладевают знаниями, все ли учащиеся добились необходимого прогресса в образовательном процессе, какие у них трудности, какие пробелы и недостатки следует устранить. Некоторые учителя не знают, какому школьнику и в чем необходимо помочь, какова должна быть мера этой помощи. Многие специалисты (В.П.Беспалько, А.М.Дорошкевич, Е.И.Перовский, С.И.Руновский, Э.Г.Чибисов и др.) считают, что:

– учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, вносит изменения в ход урока, опираясь главным образом на свое личное мнение о качестве знаний учащихся, опыт и интуицию;

– налицо явный субъективизм в выставлении оценок;

– достаточно оптимальных средств контроля у педагогов еще нет.

Выбор форм и методов проверки зависит от целей изучения и содержания учебного материала, уровня знаний учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей, методической вооруженности самого учителя, технического оснащения школы.

Устная проверка более успешно, по сравнению с другими методами, позволяет диагностировать теоретические и фактические знания, развитие словесно-логического мышления и речи, память.

Письменная проверка успешно диагностирует развитие навыков учебного труда, воли; теоретические и фактические знания; словесно-логического и наглядно-образного мышления, самостоятельности мышления; памяти, речи.

Развитие практических умений, а также развитие самостоятельности мышления способна диагностировать практическая проверка.

Графическая проверка успешно выявляет сформированность практических умений; менее успешно диагностирует теоретические знания, развитие наглядно-образного мышления, самостоятельности мышления.

Методы программированного контроля наиболее успешно диагностируют формирование фактических знаний. Менее эффективно позволяют оценить теоретические знания. Широкое применение в практике нашли методы безмашинного контроля, которые основаны на использовании перфокарт, матриц, тестов.

Слово «тест» в переводе с английского означает «задача, испытание, проверка, проба». Тест – это короткие задания. Ученики должны или заполнить пробел, или скомбинировать предложенные им готовые ответы; выбрать правильный, установить соответствие между элементами множества, дать суждение о правильном варианте.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов проверки тестирование отличается объективностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тесты позволяют точно подсчитать количество верных и неверных ответов. Тем самым обеспечивается объективность в оценке знаний и умений учащихся. До минимума сведена возможность посторонних влияний на оценку. В обычной письменной работе учитывается, как правило, не только географическое, биологическое или историческое содержание ответа, но и стиль изложения, грамотность ученика. Часто на оценку влияет уже сложившееся у преподавателя мнение о знаниях школьника, а также общий уровень подготовки класса. В тестах все эти влияния исключены, географические, биологические или исторические знания оцениваются «в чистом виде».

К числу достоинств тестов относится и то, что с их помощью можно за короткий срок проверить большой объем учебного материала и охватить всех учащихся класса. Тесты экономят и время, затрачиваемое учителем на проверку работ учеников, так как поддаются быстрой обработке. Кроме того, тесты в настоящее время – единственная форма контроля, которую можно осуществлять с помощью средств вычислительной техники. Вместе с тем тесты нельзя рассматривать как единственную или главную форму проверки, потому что они не позволяют судить об умении учащихся самостоятельно строить развернутый ответ.

При выборе правильного ответа на хорошо сделанный тест учащемуся приходится сравнивать несколько правдоподобных ответов. Каждый ответ должен привлекать внимание школьника. Чем выше доля выбора неправильного ответа, тем он лучше сформулирован. Неправильный, но правдоподобный ответ в зарубежной литературе называется distractor, от английского глагола to destract – «отвлекать». Задача создателя тестов заключается в разработке содержательно корректных и статистически эффективных дистракторов.

Тестирование возможно как предварительная, текущая и итоговая проверка. Итоговое тестирование проводится после изучения крупной темы или раздела. Итоговые тесты содержат большое число вопросов, отличаются от промежуточных более высоким уровнем обобщения изученного материала. Задания для текущего контроля содержат небольшое количество вопросов (10-15 вопросов). Проанализировав работы В.С.Аванесова, Л.М.Панчешниковой, В.Б.Пятунина и других, можно предложить следующую классификацию тестовых заданий:

1. Тесты-альтернативы. Учащимся предлагается выбрать ответ из двух предложенных. Обычно такие тесты строятся по принципу «верно – неверно», когда один из двух ответов правильный, а другой неправильный. Иногда даются два в основном правильных ответа, и из них требуется выбрать наиболее точный или полный.

Пример. Железнодорожный транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозок:

1. Да;

2. Нет.

Для того чтобы избежать односложных ответов, можно заменить их более содержательными.

Пример. Для авиационного транспорта характерна себестоимость перевозок:

1. Самая низкая;

2. Самая высокая.

По мнению В.С.Аванесова, задания с двумя ответами лучше всего использовать для экспресс-диагностики, когда точность измерения не так важна, как быстрота. Такая диагностика может быть использована в качестве предварительного тестирования.

2. Правильный ответ выбирается из нескольких (больше, чем два) предложенных вариантов.

Пример. Какая пара веществ дает реакцию нейтрализации?

1. NaOH + H2SiO3 ®

2. NaOH + HCl ®

3. Cu(OH)2 + HCl ®

4. Cu(OH)2 + HNO3 ®

Ответы можно строить, используя принцип кумуляции (накопления): каждый последующий ответ включает предыдущий, и добавляется новый термин.

Пример. Пассаты оказывают влияние на климат:

1. Африки;

2. Африки и Австралии;

3. Африки, Австралии и Антарктиды.

Каждый из ответов в целом правдоподобен, однако первый вариант ответа является неполным, так как пассаты влияют на климат не только Африки, но и Австралии. Неверен и третий вариант ответа, потому что на климат Антарктиды пассаты не влияют.

С увеличением количества ответов вероятность угадывания верного ответа снижается, но задание становится громоздким. Общей тенденцией стало стремление не к увеличению, а к оптимизации числа ответов.

3. Тестовые задания с усложненным выбором ответа. Учащийся должен выбрать несколько верных ответов из предложенных.

Пример. Жирорастворимые гормоны, регулирующие экспрессию генов:

1. Вазопрессин;

2. Окситоцин;

3. Тироксин;

4. Альдостерон;

5. Кортизол;

6. Тестостерон;

7. Эстрогены;

8. Инсулин;

9. Глюкагон;

10. Тиреокальцитонин;

11. Паратгормон.

4. Задания на определение соответствия. Они обычно представляют собой комбинацию из нескольких тестов предыдущего вида, размещенных в виде колонок.

Пример. Соотнесите события и даты:

1. Убийство Франца-Фердинанда в Сараево. 4-9.09.1914

2. Начало Первой мировой войны. 1.02.1917

3. Битва на Марне. 28.06.1914

4. Бой под Верденом. 6.04.1917

5. Вступление США в войну. Февраль-март 1916

6. Подписание Компьенского перемирия. 3.03.1918

7. Подписание Брест-Литовского мирного договора. 18.08.1918

8. Начало наступления войск Антанты по всему Западному фронту. 5.06.1916

9. Объявление Германией неограниченной подводной войны. 1.08.1914

10. Брусиловский прорыв. 11.11.1918

Задание считается выполненным только в том случае, если все соответствия установлены правильно. Такая форма выгодна тем, что угадать все верные ответы очень сложно. Можно усложнить задание – сделать число элементов в правой колонке больше, чем в левой.

Задания на соответствие лучше применять при самопроверке и текущей проверке. Из-за своей громоздкости они редко применяются для предварительной и итоговой проверок.

5. Тестовые задания для установления правильной последовательности между элементами одного множества.

Пример. Распределите почвы по мере уменьшения мощности гумусового горизонта:

1. Серые лесные;

2. Черноземные;

3. Дерново-подзолистые;

4. Тундрово-глеевые.

Такие задания могут быть посвящены причинно-следственным связям.

Пример. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

1. Разница в атмосферном давлении;

2. Различие в нагревании суши и моря;

3. Возникновение ветра.

Учащийся формулирует следующую мысль: различие в нагревании земной поверхности приводит к возникновению разницы в атмосферном давлении, а это причина образования ветра.

6. Задания, в которых надо заполнять пропуски (задания открытой формы).

Пример. Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5,1 тыс. км. Эта граница – условная линия – проходит от ___ моря по ___ склону Уральских гор, на юге ___ вдоль реки ___ до Каспийского моря, по западному берегу Каспия до устья реки ___, а затем вдоль этой реки и ___ впадины до Азовского моря.

Использование тех или иных форм теста определяется целью и содержанием тестирования, техническими возможностями, уровнем подготовки учащихся и преподавателей.

Учителям и учащимся необходимо иметь в каждый отдельный момент времени точные сведения об эффективности своей работы для своевременной ее корректировки. Один из наиболее удобных способов диагностики знаний – тест. Как отмечал П.П.Блонский: «Тесты – это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела».

Отечественные специалисты часто относятся к тестам как к заданиям, ориентированным исключительно на память учеников. Трудность любого задания для школьников определяется не только наличием или отсутствием решения, но и возможностью правильно понять и выполнить предъявляемые требования. При тестировании требуется не просто подчеркнуть один из вариантов, а «выбрать один правильный из нескольких предложенных ответов». Ключевое слово здесь не «ответ», а «выбор». Как считают психологи, способность человека к выбору повышает его самооценку, такой человек редко попадает в стрессовые ситуации.

Под надежностью тестов понимается достоверность их результатов. Максимально надежными тестами будут те, которые прошли всестороннюю проверку. Тесты, составленные учителями-практиками, не могут обладать высокой степенью надежности из-за невозможности хорошо поставить эксперимент. Однако строгое соблюдение некоторых других условий позволяет создать достаточно надежные задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Желаемой надежности тестов можно добиться путем увеличения количества вопросов. Немалую роль в определении надежности тестов играет и форма ответа на поставленный вопрос. Так, альтернативная форма ответа содержит высокую вероятность угадывания. Такие тесты при малом количестве вопросов будут малонадежны.

Еще один способ добиться надежности тестов. Располагая тестовые вопросы по уровням, в виде тестовой лестницы, мы опираемся на определенную взаимозависимость между знаниями разных уровней. Если учащийся не может выполнить задания на первом уровне, он, как правило, не сможет выполнить и последующие задания. Таким образом, надежность тестов определяется их структурной жесткостью и взаимозависимостью между вопросами всех уровней. Если ученик не знает самого факта, явления и где оно может наблюдаться, то он не сможет дать ему никакой характеристики и тем более объяснить причины его возникновения.

Тесты не могут заменить учителя, но позволяют освободиться от рутинной работы и сосредоточиться на качестве преподавания.

Самым современным средством для экспонирования тестов является компьютер. Образовательный процесс можно построить таким образом, чтобы учитывались психофизиологические особенности каждого ученика и в соответствии с принципом: от простого к более сложному. Учащийся имеет возможность сосредоточить внимание на более трудных для него вопросах.

Предлагаемые компьютером задания позволяют не только оценить знания конкретного ученика, но и определить, из-за чего он совершил ошибку, какое действие в структуре решения задачи не освоил. В случае неправильного выполнения задания программа диагностирует причину ошибки и, если это качественная программа, предоставляет каждому ребенку именно ту справочную информацию и те дополнительные объяснения и тренировочные задания, которые помогут ему справиться с выявленными трудностями и освоить всю систему необходимых для правильного решения действий.

Такая компьютерная технология обучения, безусловно, перспективна. Она дает возможность учащемуся самостоятельно выбрать путь и темп обучения – образовательную траекторию.

В традиционной системе образования учитель и учебник являются основными источниками знаний, а учитель к тому же и контролирует знания, умения, навыки. Согласно новой парадигме образования учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности школьников. Он должен не просто контролировать знания, а диагностировать деятельность учеников, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в обучении. Эта задача намного сложнее, чем при традиционной системе образования, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Сергей КАРАСЕВ, учитель географии физико-технического лицея №1

г. Саратова, участник конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте