search
main
0

Не форсировать!

Прежде всего баланс

Продолжается цикл публикаций на тему, которая неизменно вызывает интерес и желание детально разобраться во всех ее нюансах. Детский и семейный консультант-психолог, кандидат психологических наук Александр Викулов дал практические советы тем, кто обучает, воспитывает и общается с одаренными малышами.

Самый юный британец – член общества Mensa

 

Вундеркинд из Сомерсета

В начале 2023 года в СМИ появилась информация о чудо-ребенке. Тедди Хоббс из города Портисхеда (графство Сомерсет) стал самым юным британцем – членом старейшего интеллектуального клуба Mensa, куда принимают людей с IQ выше, чем у 98% населения планеты. Мальчик научился читать и считать до 100 на шести разных языках в два года. А в три года и девять месяцев малыш прошел собеседование и получил за это почетное звание.

Родители Тедди – Бет и Уилл – рассказали, что никогда не думали о каких-то званиях для сына. Просто заметили, что он развивается активнее сверстников. Когда мальчику подарили планшет, то вместо развлекательных квизов он начал играть в интеллектуальные. Позже в детском саду семье предложили, чтобы Тедди прошел IQ-тестирование. По результатам мальчик набрал 139 баллов из 160.

Бет и Уилл понятия не имеют, в кого у сына такие таланты, и шутят, что, возможно, врачи-эмбриологи что-то перепутали, так как мальчик и его младшая сестра появились на свет при помощи процедуры ЭКО.

 

Одаренные, но не гениальные?

Воспитанник центра «IT-куб», работающего на базе школы №60 имени Героев Курской битвы в Курске, Арам Вирабян создал мобильное приложение «Ваша медитация». Приложение помогает справиться с тревогой и стрессом, воздействуя на главные органы чувств: зрение, слух, восприятие. В «IT-кубе» Арам занимается по направлению «Программирование на языке Java». До этого воспитанник центра успешно окончил обучение по программам «Программирование на Python» и «Мобильная разработка».

Михаил Мудрак также является воспитанником центра. В свою очередь он разработал мобильное приложение с элементами дополненной реальности для визуализации школьного музея при помощи фотограмметрии. Пользователи смогут увидеть первоначальный вид экспонатов школьного музея, которые ранее были разрушены. Молодой человек считает, что его разработка позволит привлечь больше посетителей и улучшит качество школьных музеев. В «IT-кубе» Миша занимается программированием на языке Python, ранее он изучал программу «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)».

Возможно, ребят нельзя назвать вундеркиндами с пеленок, но ведь это не отменяет их одаренности в определенных направлениях, верно?

 

Законы возрастного развития

За комментарием о том, что важно иметь в виду, когда мы говорим о выдающихся способностях детей, «Учительская газета» обратилась к детскому и семейному консультанту-психологу кандидату психологических наук Александру Викулову из Вологодской области:

– Тема одаренности дошкольного и школьного детства очень интересна. Однако тема еще и проблемная, потому что часто родителям неясно, нужно ли форсировать развитие ребенка. Многие ученые и практики предостерегают от насильственного форсирования развития. Родителям стоит занять исследовательскую позицию. Также желательно поработать со специалистом, чтобы понять, какая именно у ребенка одаренность, в чем она проявляется. Бывает узкая одаренность, например, когда у ребенка феноменальная память и он запоминает буквально все. Это одна история, но одаренность может носить и общий характер. Сюда относится умственная одаренность, когда в любых интеллектуальных занятиях ребенок успешен, легко обобщает и так далее.

Если ребенок одарен в чем-то конкретно, то это не должно отменять работу над его общим гармоничным развитием. Существует много случаев, когда родители и педагоги развивали ребенка лишь в направлении одаренности, в результате чего позже происходило истощение. Совершенствование специфической одаренности не может выйти на пик без общего гармоничного, сбалансированного развития ребенка.

У каждого человека есть тенденции и потенции. Потенции – это способности, которые обеспечиваются природными задатками. Важно, чтобы была гармония между «хочу» и «могу». В этом плане необходимо учитывать интересы детей. Зачастую взрослые, замечая, что у малыша есть способности, заставляют его заниматься, хотя мотивация еще не проявилась. Это противоречие обязательно должно быть разрешено. Большой опыт наблюдения за детьми, которые потом становятся взрослыми, показывает, что происходит истощение, человек больше не использует свои выдающиеся способности. Форсированное развитие без учета интересов, мотивации и потребностей ребенка в конце концов приводит к печальным результатам.

Не стоит игнорировать законы возрастного развития. Оно должно происходить в рамках ведущей деятельности. Если мы говорим о дошкольнике, то его основная деятельность – игровая. И обучение в этом возрасте должно идти в рамках игровой деятельности.

Когда детей пытаются затащить в позицию школьника, то это можно рассматривать как насилие, как подавление естественных потребностей. К слову, игра – это универсальная деятельность в течение жизни человека.

Одаренные дети имеют траекторию развития, которую не может обеспечить стандартная школа. Это одна из причин огромного истощения потенциала. Ребенку в школе скучно и неинтересно, он становится объектом подавления со стороны учителя, а затем и одноклассников. Получается что-то похожее на травлю.

Для каждого ребенка полезно развивать индивидуальную траекторию развития. Если в классе 30 ребят, то и у учителя в идеале должно быть 30 вариантов ведения урока. К сожалению, в обычной школе это невозможно. В юношестве и во взрослом возрасте это оборачивается личностной трагедией. Возможны депрессии, срывы, связанные, например, с алкоголем.

Нередко родители, если у них рождается вундеркинд, начинают удовлетворять личные амбиции и притязания. В такой ситуации возникает жесткий вопрос: «Это радость или проклятие?» Многое зависит от гуманистического, диалогового настроя и знаний самих родителей. В основе хорошего контакта лежит непрерывное изучение индивидуальности ребенка. И бережное отношение к таким детям необходимо в связи с тем, что они могут быть уязвимы в других областях своей жизни. Одаренность ребенка – это большой дар и ценность. Остается разобраться, как ей распорядиться и не допустить дисгармонии в развитии.

Мария ГОЛУБЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте