search
main
0

Не дворянская наука? Незнание этого предмета ведет к экологическим, политическим, демографическим проблемам

Мы вступили в глобальный мир, приняли правила либерального общества, лозунг которого «Свобода и конкуренция». Учителя географии осознают, что на них лежит колоссальная ответственность за воспитание поколения, которое будет способно реализовать национальную идею, добиться успеха в меняющемся мире, обустроить свою страну.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учеников, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития. Учителю необходимо осознать, что знания о мире вторичны для человека и не имеют абсолютного значения. Но в то же время полученные в ходе изучения предмета «География» знания и умения необходимы ученику для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности.В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого составляет как естественное, так и гуманитарно-общественное научное знание. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. При этом хотя направленность географического образования меняется, требования к знаниям и умениям остаются прежними. И эти знания и умения проверяются единым государственным экзаменом.В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю, хотя было два. В седьмом – два часа в неделю, опять же меньше на один час, в восьмом и девятом классах – по два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом – по одному часу в неделю, и то при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определенный профиль, география, к сожалению, может вообще не изучаться. Считается, что физикам и лирикам изучать географию не надо.Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например «Политическая карта», или вообще упразднены, например страноведческий курс в 10-11-х классах.В нашем обществе до сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку, а на географов как на чудаковатых личностей а-ля Паганель, которые от нечего делать куда-то там ездят и чего-то там собирают. Соответственно в головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит, не заслуживающего сколько-нибудь почтительного отношения вида человеческой деятельности. Отсюда проистекает и соответствующее отношение к изучению такого школьного предмета, как «География».Получается, что география нужна только самим географам. Как у Фонвизина – «не дворянская наука… куда изволишь, туда извозчик свезет». А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам.В 2009 году на географическую науку обратило внимание Правительство России. Русское географическое общество (РГО) возглавил Сергей Шойгу, а попечительский совет общества – Владимир Путин. На развитие географической науки выделены правительственные гранты. Принято решение возродить кружки географии и журнал «Вокруг света». В 2010 году премьер-министр Владимир Путин принял участие в расширенном заседании попечительского совета РГО. Глава правительства лично вручил одиннадцать грантов на проекты РГО, некоторые из которых можно назвать географическими ничуть не в большей мере, чем политическими. Речь идет, в частности, о проектах по освоению Арктики, изучению роли тюркских народов в истории России, а также исследованию Байкала. И это только малая доля географических возможностей.Почему российское правительство стало уделять такое пристальное внимание географической науке? При помощи этой науки можно решить современные политические проблемы – о спорных границах между Норвегией и Россией в Баренцевом море, о российском шельфе в Северном Ледовитом океане. Можно изучать изменения, происходящие в природе, и их влияние на российское государство. Можно справляться с межнациональными конфликтами, так как они связаны с традициями, обычаями и религиями народов, а это часть географической науки. В этих вопросах обществознание не заменит географию.К тому же, на мой взгляд, в данный момент география – это единственный предмет, который воспитывает любовь к Родине. История воспитывает патриотизм, а география – любовь к Родине, причем в большей степени к малой родине. Обидно становится за наш интересный предмет, который расширяет кругозор и развивает учащихся, а часы на него почему-то постоянно сокращаются. Объем знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся, с введением новых стандартов остался прежним, и учащиеся просто физически не успевают усвоить материал.Усиление ориентации на результаты образования – принципиальное отличие образовательных стандартов второго поколения. Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Соответственно должны измениться и учебно-методические комплексы по географии.Все мы разные, и каждый учитель испытывает различные трудности в своей работе. Кому-то надо помочь составить тематическое планирование, а кому-то – разработать интерактивный урок. Некоторые учителя не владеют методикой конструирования и планирования урока исходя из целей, другие не знают методов и приемов деятельностного подхода. Исходя из этого, надо выявлять затруднения учителей по определенным аспектам и формировать группы по интересам. Курсы повышения квалификации должны предлагать темы, исходя из выявленных затруднений, а учитель должен иметь возможность выбрать, что ему изучать.При нынешнем подходе к географии, когда она широко не востребована на рынке труда и особенно при поступлении в вузы, нужна практическая направленность, дети должны заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью: ходить на экскурсии, в походы, отправляться в путешествия. Преподаватель должен использовать на уроке современные средства обучения, применять ИКТ. И конечно, учитель должен быть яркой личностью, это повышает интерес к изучению любого предмета. На мой взгляд, на экономические факультеты надо вернуть экзамен по географии, который в свое время был заменен обществознанием.Если говорить о ЕГЭ, я считаю, что он объективно проверяет знания по географии, но к сдаче ЕГЭ нужна особая подготовка. Чтобы получить высокий балл, учащийся должен повторить под руководством учителя весь курс географии с 6-го по 11-й класс. Во время урока такую подготовку осуществить невозможно, ведь учитель должен реализовывать программу, работать в соответствии с тематическим планированием.На мой взгляд, если ученик не хочет или не может по ряду причин поступать в вуз, ему должна быть предоставлена возможность сдачи экзамена в традиционной форме. В большей степени это касается выпускников 9-х классов. Хотя, на мой взгляд, география продавцу (менеджеру) нужна больше, чем алгебра и геометрия.Я со своими учениками провожу уроки-походы, после этих путешествий и исследований мы подготовили и представили на конференциях Русского географического общества учащихся при Воронежском государственном университете такие проекты, как «Ландшафтный дизайн пришкольного участка», «Архитектура школьного двора», «Исследование травянистого покрова Среднего Прибитюжья», «Исследование поймы реки Усмань». Все эти проекты удостоены дипломов различного достоинства. Одним из значимых проектов стал созданный в 2008 году «Географический портал» www.mygeog.ru – этот проект и сейчас продолжает свое развитие.Этот сайт я использую для проверки знаний по пройденному разделу или теме. Исходя из целей и задач урока, составляю интерактивные тесты. Тесты размещаю на своем географическом портале, а на уроке в классе мы эти тесты решаем на интерактивной доске. Шрифт можно увеличить, чтобы было видно и на последней парте. Проходя эти тесты, весь класс активно и с интересом работает на уроке.В своей работе я уже третий год использую видеосюжеты, связанные с теми или иными событиями. Ведь географические факты рождаются здесь и сейчас. Это изменение границ между Россией и Норвегией (проведение демаркационной линии), землетрясение в Японии, война и смена власти в Ливии и так далее. Эти видеосюжеты я записываю дома, обрабатываю их, сокращаю до нужного размера, вырезаю рекламу. К определенной теме урока стараюсь подготовить видеосюжет из цикла телепередач «Моя планета». И это тоже замечательный географический проект, который занял призовое место на кинофестивале в Словакии.В заключение хочу сказать, что география все-таки становится дворянской наукой, так как ее в качестве экзамена принимают и изучают в МГИМО, где учится элита нашего общества. И еще, география востребована высшим руководством нашей страны, так как оно вершит политику, используя географические знания.​Юрий ЧУРЛЯЕВ, кандидат педагогических наук, доцент, победитель регионального конкурса «Учитель года России-2010», обладатель специального приза Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010», учитель географии средней школы №78 города Воронежа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте