В каждом городе, поселке, селе есть свои достопримечательности. В Крапивинском, райцентре Кемеровской области, это, пожалуй, Психолого-педагогический центр коррекции и реабилитации. Директор Людмила Сергеевна Плоцкая стояла у его истоков. Центру 11 лет, расположен он в здании обычного детского сада. Еще в районе действует своя спортивная школа, в поселке Крапивинском построен стадион на 250 мест, две школы района получили по президентскому миллиону, несколько учителей – губернаторские гранты, а это кое о чем уже говорит.
Характеризуя район, его глава Виктор Альберт привел несколько цифр. Здесь 25 процентов сельскохозяйственной земли, 70 процентов занимают леса. Половина таблицы Менделеева. Население – 26 тысяч человек, около семи тысяч из 16 тысяч работоспособных – без работы. Необходимо отметить, что снижение уровня рождаемости не означает, что число детей, нуждающихся в психологической помощи, тоже уменьшается. Наоборот, социальные проблемы влекут его рост. Поэтому в свое время и возникла идея создать в районе центр коррекции и реабилитации, с которым бы сотрудничали все образовательные учреждения района и который мог бы оказать помощь каждому ребенку.
Центр работает с дошкольниками – теми, кому через год предстоит пойти в первый класс.
– Мы смотрим их физическое развитие, – рассказывает Людмила Сергеевна. – Это важно для того, чтобы дать возможность воспитателям понять, как дальше работать с детьми. В октябре, когда прошла адаптация, оцениваем комплексное состояние здоровья первоклассников по программе «Орто», психическое развитие, тревожность и нейродинамические особенности нервной системы, работоспособность, уравновешенность нервных процессов. Все это позволяет увидеть ребенка, дать рекомендации школьному психологу и родителям. Детей у нас обследуют и в конце учебного года, чтобы видеть результаты, как реализованы рекомендации, что изменилось и в какую сторону, насколько эффективно действуют здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе.
Другое направление деятельности центра – коррекционно-реабилитационное, выявление групп риска с выдачей рекомендаций. После выявления тревожности проводится дополнительная диагностика, выявляющая ее причины. Они могут быть в семье (значит, параллельно нужно работать с мамой, для консультаций приглашаются родители). Программы работы с ребенком могут быть различны, все зависит от того, каковы его проблемы. В конце занятий проводится повторная диагностика. Если все нормально, значит, цель достигнута, если ненормально, значит, меняется программа, используются другие приемы и методы психокоррекционной и психореабилитационной деятельности. В центре есть свой процедурный кабинет, кабинет массажа, работают специалисты самого разного профиля.
Раннее выявление, профилактика, коррекция, реабилитация – без этих задач в их комплексе работать невозможно. Центр стал серьезным социокультурным явлением для Крапивинского района. Он участвует в формировании социальной инфраструктуры, к нему тянутся все нити. Выстраивается не просто педагогическая, но социально-педагогическая система. Очень важна роль комплексного, многомерного подхода к проблеме формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Дальше нужно думать об их социальной адаптации, но сначала – вырастить их и психологически, и функционально здоровыми. Кстати, крапивинский центр – единственный, где есть стационарная реабилитация. В каникулы здесь набирают детей с проблемами здоровья и осуществляют стационарно-реабилитационную помощь.
Центр проводит и тестирование перед предпрофильным и профильным обучением. Это помогает выбрать класс. Все данные передаются в школу. Исключение составляет школа, расположенная в самом поселке, где тестированием занимаются свои специалисты.
Крапивинская школа вступила во всероссийский эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению. И тогда сам собой встал вопрос о том, как дети, обучаясь в профиле, не ухудшат здоровье. Нагрузка ведь увеличивается, а обучение не должно сыграть здесь роковую роль. Вторым аспектом эксперимента было психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения. Возникла потребность и в школе создать некую психологическую службу, которая работала бы напрямую с детьми. Был открыт кабинет психологической разгрузки, где психологи начали вести мониторинговые исследования детей для предпрофильной и профильной подготовки. Работает психофизиолог, социальный педагог, изучается социально-педагогическое, психофизиологическое и функциональное состояние детей, чтобы проследить успешность обучения в профильных классах в зависимости от психофизиологических особенностей и цену, которую дети за это платят. Работа разделена на несколько этапов.
– Итог нас обнадеживает, – говорит директор школы Ольга Толстикова. – У нас 42 выпускника профильных групп. Все поступили в учебные заведения по профилю, не только высшие. Но мы не ставим целью готовить к поступлению в вуз.
Школа всемерно стремится обеспечить оптимизацию двигательной активности. Введены динамические перемены, уроки в динамической позе, физкультминутки, есть возможность посещать секции. В профильной школе был третий урок физкультуры, сейчас дети ходят в спортивную школу, оттуда же приглашаются тренеры. Деятельность школы показывает, что проблема здоровьесбережения интегрируется сегодня с проблемой жизненного и профессионального самоопределения. Если нет профессионального самоопределения, нет и жизненного. Качество здоровья и качество образования взаимосвязаны, и вместе они ведут к повышению качества жизни.
Постоянный контакт с крапивинским центром коррекции и реабилитации поддерживают, как уже говорилось, многие школы района, и среди них – Березовская. Школа в селе Березове небольшая, скромная, словом, обычная сельская. Особая примета – лыжня, проложенная вокруг нее кольцом. Сразу приходит мысль: со спортом здесь дружат. Березовская школа – одна из тех, где здоровьесбережением занялись особенно активно. Такие школы необходимо соединять между собой, чтобы они дополняли, помогали друг другу, делились опытом. Ведь именно они сегодня становятся, как уже говорилось, элементом социокультурного развития на селе. Школа стремится вооружить детей знаниями о своем здоровье и подходит к формированию здоровьесберегающей среды за счет создания таких условий в воспитательно-образовательном процессе, которые помогали бы укрепить и сохранить здоровье, формировать культуру здоровья, воспитывать ценностные установки, направленные на это. Школа работает и с родителями, так как многие ее выпускники останутся жить и работать на селе. Очень важно, чтобы вся эта система работы была непрерывной, то есть шла через начальное, среднее звено и не заканчивалась бы сдачей ЕГЭ, а продолжалась бы и после школы.
Крапивинский район
Комментарии