search
main
0

Не досчитались директора еще нескольких высокопоставленных деятелей, от решения которых зависит судьба российского образования. Были приглашены вице-премьер Яров, министр финансов Пансков, директор Департамента профтехобразования Елистратов. Но, видно, не заинтересовала их тема регионального совещания – <>. И вместо перечисленных особ в Смоленск прибыли замминистра образования Мария Лазутова и заместитель директора Департамента профессионального образования Евгений Бутко.

Никогда еще за свои 55 лет существования система отечественного профтехобразования не находилась в столь униженном и нищенском положении. Всего лишь несколько лет назад государство было заинтересовано в поддержке 4.300 российских училищ, считая это важнейшим аспектом молодежной и социальной политики.

ПТУ собирают 80 процентов детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, сирот – тех, кого называют <>. Они составляют немалую часть подрастающего поколения. И совсем нетрудно сделать прогноз будущего российского общества, если этих детей вместо педагогов будет учить улица. А такая перспектива вполне реальна. С 93-го года система профтеха перестала получать достаточное финансирование. Остается только удивляться и восхищаться педагогическими коллективами, которые ни на час не прерывали занятий, месяцами не получая зарплаты, отпускных.

В Вологодской области, например, средняя зарплата составляет 43 процента от заработной платы в промышленности. В системе ПТУ она ниже на 10 процентов. И так по каждому региону. Студенты ПТУ не получают стипендий. Выпускникам-сиротам 18-го новгородского училища вместо 2,5 млн. при выпуске дали всего лишь по 250 тысяч.

На образование сегодня выделяется 1,9 процента от национального валового продукта. Не за горами время, когда государство давало в зависимости от года 6-8 процентов, что действительно позволяло гарантировать полное среднее образование. Теперь государство отходит от своих гарантий. Если в стране на образование выделяется менее 5 процентов национального валового продукта, ее граждане могут претендовать только на неполное среднее образование. Начальное профессиональное образование выпадает. Это заложено экономически.

Мария ЛАЗУТОВА на совещание привезла карту выплаты отпускных и зарплат, составленную Министерством образования специально для Черномырдина. Но, как оказалось, многие данные в ней – фикция. <>, – сказала она. Но именно этих качеств, видимо, не хватает тем, кто занимается переводом денег в регионы. По документам, например, Ярославская область должна была получить 27 млрд. рублей. Однако представителей области эта сумма удивила до глубины души. Никакими сведениями по данному факту они не располагают. У ярославцев есть лишь документы, подтверждающие задолженность по области в размере 12 миллиардов.

Куда же ушли деньги? Слишком уж долго <> они от Москвы до Ярославля, будто между городами не 240, а многие тысячи километров.

Контролировать ситуацию перечисления денег в регионы Мария Николаевна поручила на совещании своему коллеге Евгению Яковлевичу Бутко. Так что время от времени, уважаемые профтеховцы, звоните в министерство, где вам назовут точную сумму, которая должна поступить в ваш регион.

И еще. 13 российских территорий единогласно высказались против проведения совещания по профтехобразованию 2 октября в Барнауле. Если уж представители власти не смогли добраться до Смоленска, что уж говорить об Алтайском крае. Директора училищ всерьез обеспокоены: не станет ли предстоящая встреча очередным мероприятием, где им предоставят возможность <>. Ведь они требуют созвать Всероссийское совещание по профтехобразованию отнюдь не для того, чтобы поплакаться коллегам в жилетку. А едины участники смоленского совещания были только в одном – все благодарили смолян, которые смогли провести такую важную встречу не после, а до начала учебного года.

Ольга КУТАСОВА

P.S.

Когда верстался номер, стало известно, что в правительстве рассматривается проект распоряжения по реализации распоряжения Президента РФ от 28 июля 1995 г. # 351-РП. В нем говорится, что средства, полученные от реализации 3 тонн платины и 500 тонн серебра в сумме 575 млрд. рублей направить Минобразованию для дополнительного финансирования учреждений начального профессионального образования, на питание, стипендию и форменное обмундирование училищ. Принятие данного распоряжения позволит погасить задолженность этим учреждениям за 8 месяцев 1995 года по стипендии в сумме 87,3 млрд.рублей, по форменному обмундированию 40,6 млрд. рублей и направить дополнительно на питание 447,1 млрд. рублей.

– В Смоленской области 34 профессионально-технических училища. В них обучаются 17 тысяч учеников.

До 93-го года ПТУ финансировались неплохо, получали все необходимое на свои нужды и цели.

Однако начиная с 1993 года финансирование системы профтехобразования резко сократилось. В 93- м году потребности области были удовлетворены на 63 процента. За последних два года совершенно не выделялось средств по статье 12 <>, почти ничего по статье 16 <>, мы не получали денег на учебные расходы.

Большинство трудностей в 94-м году вызвали недостаточность и нерегулярность бюджетного финансирования. Задерживалась выплата зарплаты и стипендий. К училищам стали применяться штрафные санкции за несвоевременное перечисление взносов в пенсионный и другие фонды.

При недостаточном бюджетном финансировании училища пытались развивать производственную деятельность, чтобы получить дополнительные доходы для организации учебно-воспитательного процесса и поддержания материальной базы. Но производственная деятельность училищ и лицеев уменьшилась. Если в 93-м году в едином фонде финансирования внебюджетные средства области составляли 19,5 процента, то в 94-м году – только 12,8 процента, в 95-м году – значительно меньше. Основная причина – училища лишились базовых предприятий, которые помогали обеспечить работу учебных мастерских. Держались профтеховцы эти два года только за счет запасов материалов и инструментов, которые оставались в училищах.

В системе профтехобразования учатся дети из самых бедных семей. Половина учеников имеет только одного родителя, а государство лишает их возможности получить образование и профессию. Крайне осложнилось положение с материальным обеспечением выпускников-сирот. 80 процентов таких детей полностью или частично не обеспечиваются всем необходимым согласно постановлению Правительства РФ # 409 <>.

Потребность для их обеспечения в области – 700 миллионов рублей. Фактически по статье 14 профинансировано 130,8 миллиона рублей. Истрачено на сирот 62,8 миллиона рублей. Остальные деньги списаны с училищ в виде налогов и штрафов. На 1.07.95 из-за недостатка финансирования образовалась задолженность за коммунальные услуги. Она составила 1,9 миллиарда рублей. Долг пенсионному фонду – 111 миллионов рублей.

Для подготовки училищ к началу учебного года понадобится 515 миллиардов рублей. Чтобы отопить училища, необходимо приобрести уголь на полтора миллиарда. Всего же за первое полугодие в область поступило 7,4 миллиона рублей при потребности 19,2 миллиарда, то есть за первое полугодие профинансировано лишь 38,5 процента.

Недавно нас приглашали в мэрию и предупредили, что отключат тепло и электроэнергию за неуплату. Глава администрации нашей области старается сгладить ситуацию и принял постановление о поэтапном погашении долгов. Но как мы можем их погасить, если смету на 94-й год мы получили в 95-м? То же будет, наверное, и со сметой на 1995 год. Неизвестно даже, какие средства мы получим на 1 сентября. Сможем ли кормить учащихся, выплатить зарплату и стипендии.

Происходит сознательное разрушение начального профессионального образования. Ни правительство, ни Министерство образования, похоже, не волнует, что не выполняются Закон <>, положение о начальном профессиональном образовании в части его приоритетности, не обновляется материальная база, сокращается количество станков и механизмов, полностью прекращено капитальное строительство. Даже если мы начнем учебный год, то вынуждены будем приостановить работу из-за отсутствия топлива для собственных котельных, отключения электроэнергии и неплатежей.

Юрий КУВШИНОВ, директор профессионального лицея # 19 города Калуги:

– Передо мной лежат документы, подписанные Черномырдиным, Яровым, другими членами правительства. Черномырдин дает поручение Минфину в лице Панскова и Министерству образования в лице Ткаченко: <>. Датировано 1 июля 1995 года. Почему же до сих пор меры не приняты? В моем училище работают пять семейных пар. Никаких источников существования у них больше нет. Семьи голодают. А ведь министр Ткаченко недавно приезжал к нам и обещал помочь…

Три года мы не получаем денег на наглядные пособия. За это время не купили ни одного напильника. Как учить слесарей? Как эксплуатировать здание училища, если отключены вода, отопление, телефон? Никого это не волнует.

Положение кажется мне бесперспективным. Доведенные до крайности, мы готовы идти на баррикады к Белому дому. Мы понимаем, что не учительское это дело. Педагогу учить надо. А его жизненная энергия затрачивается на то, чтобы кого-то убеждать: пока не поздно, надо в корне менять ситуацию. Мы держимся только на энтузиазме.

Я, например, три месяца не получаю заработной платы.

Юрий БЕЛОВ, заместитель начальника управления образования города Иванова:

– В Ивановской области все учебные заведения получили лицензию, 17 училищ – государственную аккредитацию. Пересмотрели профессии в соответствии с требованиями рыночной экономики. В училищах обеспечивается автономная подготовка кадров без подключения базовых предприятий, так как промышленность Ивановской области стоит. В основном остановились текстильные предприятия. Поэтому отдельные города – это стопроцентная трагедия безработицы. Дети могут кормиться только в училищах. Дома есть нечего.

Официально утвержденная смета, которую нам прислали, предусматривает по статье капитального ремонта 4,8 миллиона рублей на 41 учебное заведение. Что можно отремонтировать на эти средства? Но и они еще не поступили.

Задолженность составляет 9 миллиардов рублей. Отключаются тепло и электричество. Половина работников не получили отпускные. Нет средств, чтобы начать учебный год и обеспечить учащихся питанием.

В течение 1995 года на питание выделялось 1,5-2 тысячи рублей на одного учащегося в день. На такую сумму даже один раз накормить невозможно. А нам нужно организовать трех-четырехразовое питание для детей, проживающих в общежитии (это тысяча человек – из них 365 сирот).

Мы проводили всевозможные акции протеста: письма, телеграммы, выезды делегаций в Минфин, в Министерство образования и в правительство. Бесполезно. Побывали у Ярова. Нас поразила его точка зрения: <>.

Конкретной программы вывода из кризиса системы профтехобразования у министерства нет. Если средств не будет, 1 октября деятельность училищ остановится. В котельных нет угля, а с 15 сентября должен начаться отопительный сезон.

Александр ГОМОРИН, директор ВПУ # 19 города Костромы:

– В Костромской области 33 училища, где обучаются 11 тысяч учащихся. По смете Министерства образования на первое полугодие 95-го года в область на нужды профтеха должно было поступить 18 миллиардов рублей. Поступило шесть. Долги составляют 10 миллиардов. Тепло и электроэнергия отключены.

Сельские училища во многих районах (а у нас их 22) обеспечивают теплом не только себя, но и поселки, жилые микрорайоны, в которых находятся. Если тепла нет в училище, его нет и в жилых домах.

Отпускных работники профтехобразования не получили, хотя министр Ткаченко отчитывается, что все отпускные выплачены.

Деньги, которые получает училище из бюджета, сразу уходят на погашение долгов. В некоторых училищах идет опись имущества. Полгода мы жили в долг, теперь нас собираются закрыть.

Геннадий КАЛМЫКОВ, председатель Совета директоров, город Белгород:

– Мы знаем, что ничего не решится, поэтому выражаю вам, уважаемые коллеги, соболезнование по поводу начала учебного года.

Все идет к тому, чтобы закрыть училища. Только на их месте сразу надо открывать колонии и тюрьмы. Несмотря на то, что содержание заключенного обходится в десять раз дороже, чем содержание одного ученика.

Профтехобразование области находится в крайне тяжелом положении. Реальная потребность на содержание учреждений профтехобразования в 95-м году составляет 74,2 миллиарда рублей. Утвержденный годовой бюджет – 23,2 миллиарда рублей, то есть 31 процент от необходимой суммы. За семь месяцев текущего года выделено всего 9,7 миллиарда рублей. Задолженность по зарплате составляет 2,6 миллиарда, за питание – 14 миллиардов, за коммунальные услуги – 7 миллиардов рублей.

До сих пор не выплачены отпускные.

Санэпидстанциями выданы предписания о запрете дальнейшей эксплуатации большинства профтехучилищ из-за неудовлетворительного санитарного состояния. В связи с неуплатой долгов отключены вода, электроэнергия, телефонная связь. Сельские профтехучилища не готовы к работе – нет топлива. Средства на учебные цели в текущем году также не выделялись. Подготовка водителей и трактористов в сельских училищах осуществляется за счет родительской платы. Не на что приобретать обмундирование учащимся, детям-сиротам.

Изложенные факты свидетельствуют о невозможности полноценной качественной работы в новом учебном году. Социальная напряженность среди инженерно-педагогических работников достигла предела и может привести к несанкционированным действиям.

В нашей системе 25 тысяч учеников. Это дети наиболее незащищенных слоев населения. Спрашивается, кому выгодно разрушать систему профтехобразования, отточенную за 55 лет?

Правительство гласит, что за спадом производства обязательно будет подъем. Но кто же будет готовить кадры, которым придется работать в условиях экономического подъема?

Предлагаю в сентябре провести Всероссийское совещание по профтехобразованию в Москве. И пусть министр предъявит свою концепцию выхода из кризиса и развития профтехобразования.

Любовь БАБИЧЕВА, директор ПУ # 1, Смоленская область:

– Недавно у нас выступал министр Ткаченко. Говорил про обновление, гуманизацию образования, свободу творческих работников. Дал неимоверный заряд. Был министр в 6-м смоленском лицее, любовался алмазами, которые делают учащиеся, и в нашем лицее, где ему тоже очень понравилось. Однако, несмотря на его обещания, мы находимся в бедственном положении.

Система профтехобразования держится на энтузиастах. В моем училище трудятся семейные подряды. Они приходят ко мне и просят выписать денег на хлеб. Начальная ставка молодого мастера 8-го разряда – 69 тысяч. Как можно жить на эти деньги?

Мария ЛАЗУТОВА, заместитель министра образования МО РФ:

– Министерство заслуженно сегодня так резко критикуется. Если бы такая встреча с директорами училищ состоялась год назад, а возможно, и раньше, многие проблемы, о которых вы сегодня рассказываете, стояли бы в другой плоскости.

К сожалению, Министерство образования не работало с директорами, с теми, кто лучше всех понимает комплекс трудностей и проблем. А надо бы.

Система образования сегодня в критическом состоянии. И кризис начался с Закона <>, где подспудно были заложены элементы, которые через три года привели к тому, что десятые классы стали недоступными многим ученикам, а во многих регионах конкурсы проводятся и в первые классы.

43-я статья Конституции исключила в полном виде начальное профессиональное образование. Конечно, ее попытались трансформировать при помощи указа президента, но указ – не Конституция. Отсюда резкое сокращение детей, получающих начальное профессиональное образование и образование в 10-11-х классах.

Государство отходит от своих бывших гарантий. Не есть ли это хорошо продуманная политика <> системы образования?

В Думе идет основная борьба по двум принципиальным позициям: о передаче ПТУ на местные бюджеты и об оборудовании и имуществе училищ и лицеев. Приоритет в правительстве отдается неполному девятилетнему образованию, все остальное на платной основе. Таким образом, Министерству образования приходится бороться с явно противоправными действиями на уровне политиков-законодателей. И Министерство образования не привлекает вас к этой работе. Но жизнь показывает, что только с вашим участием мы сможем изменить ситуацию и выйти из сложившегося кризиса.

Посмотрите бюджет 94-го года. 30-ю статью никто не визировал. Мы специально проводили расследование. Концов не нашли. Но все учреждения ПТУ передаются на местный бюджет. Хотя и сейчас приходят письма в Министерство образования, к примеру, из Санкт-Петербурга: <>. О том же просит и Самара. В противном случае эти вопросы будут решаться Самарой через арбитражные суды. Но передай систему профтеха из федерального бюджета, завтра вы в регионах из ста процентов этой собственности 70 процентов не увидите. На мощную сложившуюся систему профтехобразования сегодня претендуют многие.

В октябре 92-го года все ПТУ были переданы на региональный бюджет, а через месяц под вашим же давлением (за исключением двух десятков регионов) система профтеха снова передана обратно на федеральный уровень.

Меня очень настораживают некоторые процессы. Служба занятости вдруг начинает создавать систему переподготовки, хотя это можно было бы делать в системе профтехобразования. Такого рода процессы происходят за счет ваших средств. Даже зарплата в этих структурах значительно выше. Значит, деньги постепенно перекочевали туда.

Что произошло с зарплатой? Я не могу сказать, что через месяц вы получите все деньги. За прошлый год государство задолжало системе профтехобразования 800 млрд. Когда мы пришли в феврале в Минфин просить эти деньги, нас с удивлением спросили: <<Что же вы сейчас пришли? Депутаты не записали в бюджет строчку <>. За это полугодие нам Минфин с правительством задолжали примерно 450 млрд.

Что сделало министерство? Министерству удалось добиться указа президента о том, чтобы нам продали 3 тонны платины, 500 тонн серебра и целевым путем направили эти деньги на поддержку системы профтехобразования. Ориентировочная сумма – 560 миллиардов. 100 млрд. из них пойдут на книги. Деньги от драгметаллов мы планируем получить в течение двух недель. И вы получите, конечно, не сто процентов, но на коммунальные услуги, капремонт и топливо деньги выделены будут.

Сейчас губернаторы областей выходят с предложениями о том, чтобы ввести многоканальное финансирование системы профтехобразования. Министерство пойдет на это при условии, если училища останутся в федеральной собственности. Предполагается что коммунальные услуги будут на бюджете регионов, зарплата и стипендия – в федеральном фонде, питание и одежда – на двойном финансировании. Пока за такой вариант высказались несколько территорий, в частности Иркутск, Мурманск, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Самара полностью берет систему профессионально-технического образования на себя. Однако многие регионы не принимают вариант многоканального финансирования, просят оставить училища на федеральном уровне.

Я привезла раскладку суммы, которую мы разослали вам через казначейские обязательства по третьему кварталу. Органы управления образованием не всегда получают объективную информацию, сколько мы им послали денег. Начальник управления образования должен знать, что из федерального бюджета выслана такая-то конкретная сумма. В одни регионы деньги уходят постоянно, в другие значительно реже. Безобразие творит Минфин. К примеру, Саратов просил на свои нужды два миллиарда. Распоряжением Минфина выделено 25 млрд. Новосибирск просил пять миллиардов, Минфин выделил пятнадцать. Каким образом происходит распределение денег, мне лично непонятно.

Мой прогноз на ближайшее время. Все 4300 образовательных учреждений системы профтехобразования в ближайшие годы не останутся на федеральном уровне. Из 4300 примерно 2,5 тысячи нужно оставить на федеральном уровне, часть – на региональном. Переориентировать или произвести укрупнение некоторых профтехучилищ. На федеральном уровне останутся учреждения, где учатся дети-сироты и дети из малообеспеченных семей. Министерство образования должно в течение трех-шести месяцев разработать систему перепрофилирования ПТУ на примере одного региона.

В сложившейся ситуации необходима встреча директоров ПТУ с Правительством России.

Александр ГАЛОЧКИН, директор ПТО # 10 города Ярославля, председатель Совета директоров:

– Все, что говорили нам сегодня представители Министерства образования, убедительно, но, к сожалению, не меняет сути дела. Есть серьезные опасения, что часть из этих 560 миллиардов уйдет в другие места и не попадет в училища.

В Ярославской губернии могут начаться акции протеста. В моем училище заслуженная учительница России все лето работала в коммерческом киоске, чтобы прокормить себя и сына-студента.

Вы нам говорите о повышении зарплаты с 1 сентября и 1 ноября, но практика показывает, что в лучшем случае эти деньги мы получим в декабре вместо сентября. К примеру, мартовские деньги на повышение зарплаты сегодня получили только три области. Ярославская область на повышение зарплаты ни копейки не получила. Учителям не выплатили зарплату за июнь, июль и отпускные. Как можно с улыбкой идти в класс 1 сентября? Люди устали верить обещаниям.

Виктор ШАПКИН, директор УМЦ Комитета по образованию города Санкт-Петербурга:

– Министерство не решает ключевых вопросов, касающихся имущественных прав. Именно министерство является распорядителем имущества образования государственных фондов, а не Комитет по имуществу. Министерство не определило роль третьего лица в любых соглашениях относительно использования имущества как балансодержателя. Почему Комитет по имуществу Санкт-Петербурга может заключить договор с арендатором образовательного учреждения, не поставив об этом в известность ни Комитет по образованию, ни даже директора училища? Министерство образования должно было определить, кто является распорядителем образовательных учреждений. Если я, например, в территориальной администрации зарегистрировал устав, где учредителем записан Комитет территориального управления, то Министерство образования уже никакого отношения к этой собственности не имеет. Таким образом, разбазариваются основные фонды.

И еще. Как Министерство образования согласилось на ЕТС с привязкой зарплаты работников образования даже не к минимальному размеру оплаты труда, а к 1-му разряду? Сегодня минимальный размер заработной платы составляет 55 тысяч, а нас все отсчитывают от тридцати девяти.

Год назад один западный эксперт делал специальный доклад для нашего правительства. Он говорил о том, что российское профтехобразование держится на 3 китах: богатейших основных фондах; продуманном содержании образования и преданных квалифицированных кадрах. А назывался доклад <>. А разрушение системы профтехобразования действительно идет в полную силу. И Санкт-Петербург здесь не исключение. В тонущей системе оазисов быть не может.

Участники регионального совещания тринадцати областей центральной зоны Российской Федерации, представляющие коллективы учебных заведений начального профессионального образования, выражают крайнюю озабоченность катастрофическим положением, сложившимся в системе профессионального образования и невниманием со стороны Правительства Российской Федерации, Министерства образования и лично министра Ткаченко Е.В.

На протяжении последних 3 лет система начального профессионального образования подвергается разрушению, происходит отчуждение учебных заведений, не выделяются средства на организацию производственного обучения, основу профессиональной подготовки, ремонт зданий и сооружений, автотракторной техники, станков и агрегатов. Учебные заведения не в состоянии приобрести топливо на зимний период, горюче-смазочные и другие материалы. Огромные задолженности за коммунальные услуги <> заработанные учащимися и инженерно-педагогическими работниками средства. На выделяемые средства невозможно организовать нормальное питание учащихся так же, как и существовать на стипендию в 40 тысяч рублей. Мизерная заработная плата мастера производственного обучения, составляющая 120 тыс.рублей, выплачивается с задержкой в 2-3 месяца.

Однако, несмотря на многочисленные трудности, инженерно-педагогические работники до настоящего времени обеспечивали учебно-воспитательный процесс.

Вместе с тем в таких аномальных условиях невозможно обеспечивать качественную профессиональную подготовку кадров.

Учитывая катастрофическую ситуацию, ПОСТАНОВИЛИ:

1. Признать работу Министерства образования Российской Федерации по руководству системой начального профессионального образования неудовлетворительной. Министру образования РФ Ткаченко Е.В. выразить недоверие.

2. Потребовать от Министерства образования провести Всероссийское совещание по проблемам начальной профессиональной школы в г.Москве до 2 октября 1995 года, с приглашением членов Правительства Российской Федерации, представить на совещании программу по выводу системы начального профессионального образования из кризиса.

3. Правительству Российской Федерации и Министерству образования:

3.1. До 20 сентября 1995 года погасить долги перед системой начального профессионального образования. Выделить средства на приобретение топлива на зимний период.

3.2. До 1 сентября 1995 года обеспечить выплату заработной платы и отпускных инженерно-педагогическим работникам, которые не были произведены за прошедший период года.

3.3. До 1 сентября 1995 года выделить средства на выплату стипендий учащимся, организацию питания, на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. Установить размер стипендии учащимся, находящимся на государственном обеспечении, 40 процентов от минимального уровня оплаты труда.

4. Перевести систему начального профессионального образования с начала 1996 года от постатейного к нормативному финансированию.

5. В течение 1995-1996 года упорядочить законодательную базу образования. Обязать Министерство образования выйти в Генеральную Прокуратуру с запросом о неисполнении Закона Российской Федерации <>.

6. Обеспечить выполнение статьи 54 Закона <>. Ввести законодательное определение механизма корректировки ставок заработной платы и окладов работников образования.

7. Поручить ассоциации <> провести необходимые организационные мероприятия по созданию профсоюза работников начального профессионального образования.

8. Поддержать акцию протеста работников образования 26 сентября 1995 года. Провести в трудовых коллективах собрания с повесткой дня о ситуации, сложившейся в системе начального профессионального образования.

9. При невыполнении Правительством Российской Федерации и Министерством образования изложенных в резолюции требований участники регионального совещания оставляют за собой право провести акцию протеста в защиту системы начального профессионального образования.

10. Поручить президиуму ассоциации <> держать на контроле выполнение требований настоящей резолюции и в случае невыполнения организовать акцию протеста.

По поручению инженерно-педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования, родителей Белгородской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Мурманской, Новгородской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Смоленской областей, Санкт-Петербурга.

Смоленск.

22 августа 1995 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте