search
main
0

Не должно быть по-настоящему образованных, но безнравственных людей

Международная научно-практическая конференция «Нравственность и образование в поликультурном обществе: идеалы и ценности» состоялась в школе №367 Зеленограда. Основная тематическая направленность конференции – проблемы формирования нравственных ценностей и идеалов у детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве. Организаторами конференции выступили Российская академия образования, региональный фонд «Добро» и Зеленоградское окружное управление образования.

Перед началом конференции иностранные гости посетили культурологический час, посвященный библейским притчам, в поликультурном центре «Истоки» (школа №1353), который провела с учащимися 6-го класса учитель русского языка и литературы Т.Галлерт. Участников конференции приветствовали заместитель начальника Зеленоградского окружного управления образования А.Петраков и президент регионального фонда поддержки дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро» О.Полыковская. В рамках пленарного заседания «Нравственность и образование в поликультурном обществе: идеалы и ценности» перед участниками конференции выступили президент фонда «Добро» О.Полыковская, доктор философских наук, профессор Р.Мердок (Канада), методист лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО МИОО Д.Абрамов, заместитель директора Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников Н.Лисовая (Украина), старший научный сотрудник Федерального института развития образования А.Кулаков.В рамках конференции состоялись «круглые столы».Заместители директоров школ по воспитательной работе участвовали в заседании «круглого стола» «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение деятельности по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях» (ведущая И.Терехова, ЗелОУО). В дискуссии выступили директор Владимирского Дворца творчества детей и молодежи Т.Григорьева, учитель французского языка гимназии №1528 Т.Никулицка, заместитель директора по воспитательной работе школы №1912 М.Меньшикова, учитель русского языка и литературы школы №638 Л.Кольская, учитель английского языка школы №1150 Е.Балясникова.Председатели школьных методических объединений и классные руководители на «круглом столе» обсудили тему «Духовно-нравственное образование в средней школе как составная часть системно-деятельностного подхода в воспитании школьников» (ведущая О.Чепур, ЗелОМЦ). Здесь доминировали в выступлениях педагоги школы №897 Е.Конова, И.Клыкова, М.Бегичева, Ю.Колбасова, Г.Павлова, Г.Егорова.Для преподавателей курса «История и культура мировых религий» состоялся «круглый стол» «Современные формы социокультурной деятельности в контексте духовно-нравственного воспитания» (ведущая Л.Болотская, ЗелОМЦ), с большим воодушевлением участники восприняли выступление Е.Ангелина – руководителя школьного музея истории и культуры русского быта «Светец» прогимназии №1667, победителя Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2010 году.Во время итогового пленарного заседания состоялось подведение итогов конференции и была принята резолюция. Участники конференции отметили, что проблема, вынесенная на обсуждение участниками конференции, стала особым предметом рассмотрения. Ее актуальность объясняется тем, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей.В то же время наряду с этими негативными явлениями для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов.В этой ситуации особенно остра проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.Закон РФ «Об образовании» поставил перед школой задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство во многих регионах складывается в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.Вместе с этим представители науки и образования отметили, что в Москве благодаря многолетней целенаправленной работе в инновационной и экспериментальной деятельности созданы и реализуются уникальные модели воспитательной деятельности, имеющие значение для развития образования и в столице, и в России в целом. Этот опыт должен стать достоянием российской массовой школы, так как духовно-нравственный потенциал национальных традиций нынче в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по комплексному использованию национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы, а это вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций. В условиях полиэтнической среды, характерной для многих регионов современной России, необходим синтез традиций разных народов, их взаимообогащения, прежде всего с учетом специфики этой среды.На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Решение проблемы заключается в создании той духовной атмосферы в школе, которая способствовала бы духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Сегодня школа ищет точки соприкосновения светской и религиозной педагогики.Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная, решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Духовно-нравственное развитие личности в границах общего образования осуществляется в педагогическом процессе осознанного принятия школьниками ценностей семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий, российской гражданской нации, мирового сообществ.Участники конференции констатировали, что в условиях изменений, которые происходят в стране, крайне опасен дефицит российской идентичности у современных детей, подростков, юношества. Российская идентичность – это свободное отождествление человека с российским народом, его включенность в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином, ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».Как показывают исследования, отметили участники конференции, многие молодые люди не связывают свои жизненные планы с будущим своей страны, не чувствуют себя наследниками великой культуры, не ощущают причастности к происходящему в школе, микрорайоне, городе, стране в целом. Образование должно дать молодому поколению знания, которые позволили бы ему достичь успеха не только в материальной сфере. Так как сила не просто в знании, а в знании, среди прочего, как сделать деньги, капитал, богатство, то очень важно, чтобы эти материальные блага были добыты с использованием морали и этики.По мнению участников конференции, существует чисто психолого-педагогическая проблема – проблема духовности и нравственности самого учителя как личности и его способности воспитывать такую же личность. Поэтому необходимо продолжить подготовку и переподготовку педагогических кадров по дисциплинам морально-этического, религиоведческого направления в высших учебных заведениях, системе повышения квалификации педагогических кадров, осуществлять научно-методическое обоснование и научно-методическое сопровождение современного образования в гуманитарно-антропологической, личностно ориентированной направленности, которая уделяет большое внимание развитию культуры личности, ее духовного мира, который рассматривается как богатство интеллектуального, нравственного и эмоционального потенциала личности. Программы должны основываться на культурологическом подходе и включать в себя нравственно-этические нормы религиозных культур как органической составляющей общечеловеческой культуры.Чрезвычайно актуальны и перспективны разработка путей и средств духовно-нравственного воспитания детей, создание конкретных, непродолжительных, результативных проектов, направленных на воспитание морально-этических качеств личности, конечно, при общей направленности учебно-воспитательного процесса на духовное развитие личности. Участники конференции считают, что необходимо больше внимания уделять единству и целостности педагогического процесса, где воспитательная составляющая должна иметь не меньшее, а возможно, и большее значение, нежели образовательная, осуществлять перспективное планирование духовно-нравственного воспитания с учетом возраста, пола, характера ребенка, его физических и психологических особенностей, а следовательно, того, что сейчас вошло в лексику философов под названием «постмодерный гуманизм», который не только учитывает слабости и особенности ребенка, но и ставит их на первое место в воспитании.Значительное место должны занять активные и интерактивные методы, обмен практикой семейного воспитания, обсуждение результатов мониторинговых исследований в образовательной сфере, принятие общих проектов воспитания детей и молодежи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте