search
main
0

Не до стихов. ​Театральная педагогика

…Если театр отнесется к поэзии с уважением, фантазией и соблюдением той «многоэлементности», о которой говорилось выше, то зритель будет внимателен, почувствует структуру спектакля и будет аплодировать тогда, когда театр своими средствами покажет, что уже можно (а не после каждого сюжета, как на концерте). Наконец, возможно, что, придя домой, кто-то из зрителей снимет с полки томик стихов понравившегося ему автора…

Школьный зритель (впрочем, как и всякий другой) любит неожиданное и неординарное. Почти в самом начале нашего спектакля «От Антона до Илоны» (опять-таки из русской поэзии XIX и XX веков) два бизнесмена в современном и лаконичном диалоге – всего 12 строк – убеждают зрителя, что нынче, в общем-то, не до стихов, потому что «в нашем веке зрелом, вы знаете, все заняты мы делом». Бизнесмены расходятся, бормоча что-то в свои мобильные телефоны; зритель невольно вспомнит, сколько на завтра задано по экономике и математике – и в самом деле не до стихов, но тут ведущий сообщает, что строчки эти написаны в 1840 году, называет автора,  и возникает открытие подлинного смысла этих стихов… Актуальность разговора о поэзии заявлена уже в прологе: ученица пишет на доске формулы, пишет сценически долго – секунд 20, затем, обернувшись к залу, швыряет мел со сцены вниз, на пол, и яростно, на пределе эмоций, выплескивает в зал лермонтовскую строфу: «Мы иссушили ум наукою бесплодной!»  И чуть спокойнее еще строфу оттуда же: «Мечты поэзии, страдания искусства…» Найдите «Думу».  Как современен оказался Михаил Юрьевич!.. В спектакле 30 стихотворений 23 авторов: И.Бродский, С.Гудзенко, Н.Гумилев, А.Дельвиг (его стихотворение «К Лилете» первое после пролога, отсюда «От Антона…»), Ю.Друнина, Ю.Жадовская, А.Кушнер, Ю.Левитанский, М.Лермонтов, Ю.Лорес, М.Лохвицкая, Л.Мартынов, К.Павлова, А.Пушкин, С.Розенфельд, Б.Слуцкий, А.К.Толстой, А.Фет, М.Цветаева, О.Чюмина, Б.Штейн, И.Эренбург. Петербургская поэтесса, выпускница нашего лицея Илона Якимова, стихотворением которой спектакль завершался (теперь ясно, почему «…до Илоны»), радовалась: «Я оказалась в отличном обществе!..» При постановке поэтического спектакля текст иногда задает вопрос, на который нужен именно сценический, театральный ответ. Один пример: все стихотворение, кроме последнего четверостишия, написано в настоящем времени, а это последнее  – в прошедшем, хотя речь идет о последующих событиях. P.S. Это отрывок из четвертого письма о школьном театре. Полностью это письмо, а также другие письма вы найдете на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/685 Михаил КИСЛОВ, руководитель театра-студии гатчинского лицея №3

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте