В июле этого года в Архангельске состоялось заседание Госсовета по вопросам энергоэффективности, на котором наш президент Дмитрий Медведев обратил внимание на проблему обеспечения теплом объектов социального назначения – школ, больниц, детских садов.
За обеспечение комфортных условий в зданиях образовательных учреждений отвечает муниципальная исполнительная власть. Чем полнее бюджет района или городского округа, другими словами, чем больше в них работает производств, тем комфортнее в школах и детских садах.
Большинство школьных зданий построено более 30 лет назад, в период развитого социализма, причем на Севере многие из них выполнены по южным проектам. Согласно строительным нормам и правилам срок службы железных труб систем отопления и водоснабжения – 20 лет. Это значит, что в большинстве случаев они требуют капитального ремонта. Чтобы понять, что и как ремонтировать, необходима ревизия инженерных сетей в здании. Кто ее может компетентно выполнить?
1. Строительные или проектные организации, имеющие лицензию. Цена проекта будет составлять примерно 10% от сметной стоимости работ и материалов. Сумма фантастическая для дотационных бюджетов.
2. Комиссии, организованные муниципальной властью. Но по опыту знаю, что ни один муниципальный чиновник никогда не поставит свою подпись под дефектной ведомостью и постарается избежать участия в ревизии инженерной системы.
Был такой случай. Пригласили чиновника осмотреть трещину и слабую течь в подвале здания детского сада. Для установки «диагноза болезни» трубы специалист постучал по ней железкой. Хрупкая труба лопнула, под напором горячей воды оказалась вся комиссия.
3. Комиссия, созданная в школе, в которую войдет директор (по квалификации учитель), завхоз (в лучшем случае строитель, прошедший подготовку по энергообеспечению зданий), рабочий (в лучшем случае просто толковый человек, имеющий опыт сварочных работ и ремонтов инженерных систем). Теплоэнергетики с высокой квалификацией трудятся за зарплаты, на порядок превышающие школьные, и не войдут в такую комиссию. Но именно она подписывает акт готовности к запуску систем отопления, водоснабжения и водоотведения в здании школы.
Получается тупик, в котором встречаются безденежье и некомпетентность.
Энергосбережению в школе, конечно, может способствовать установка сертифицированных пластиковых окон, а в небольших зданиях при наличии мощностей электроснабжения могут быть установлены индивидуальные отопительные системы. Там, где это сделано, есть возможность регулирования теплоотдачи и экономии средств.
Для учета потребления воды и тепла нужны теплосчетчики и водосчетчики, однако при их подключении коммунальщики выставляют новые тарифы, по которым при том же объеме гигакалорий и объеме воды платить приходится больше.
Все вышесказанное – не жалобы на безысходность, а боль очень многих директоров школ.
Для изменения ситуации, по-моему, нужна государственная программа реконструкции инженерных сетей в учреждениях социальной сферы.
Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область
Комментарии