Двадцать лет назад причудливое словосочетание «дополнительное образование» я воспринимал как что-то очень серьезное и непонятное, потом как данность, наконец стало наводить на серьезные размышления: что такое образование дополнительное и чем оно отличается от образования основного? Какое место занимает дополнительное образование в жизни человека и общества?
Что мы понимаем под словом «дополнительное»? Что-то необязательное, не всегда нужное, иногда приятное, иногда нет. Дополнительный доход – хорошо, дополнительное взыскание – не очень… Но дополнительное время в хоккее может решить исход игры. Дополнительное колесо в машине обычно не участвует в движении, но, когда лопнет одно из основных колес, как же водитель рад наличию запаски! Можно еще вспомнить о дополнительном (или запасном) парашюте. Назначений основного парашюта может быть множество. Назначение запасного одно – спасение жизни человека. А дополнительное образование? Так ли оно необходимо, как запасной парашют?Порой с сожалением приходится слышать подобную фразу: «Какое дополнительное?! С обязательным образованием разобраться бы!» В чем же схожи, а чем отличаются эти два вида образования?Сходство налицо: занятия, их точное расписание в соответствии с учебной программой, учет в журнале посещения пройденных тем и достигнутых результатов. О различии надо сказать более подробно. Главное – наличие у обучающегося права выбора. Можно представить себе ребенка, который говорит, что ему неинтересно ходить в школу. Труднее представить родителей, которые согласились бы с ним и больше туда не повели. А посещение кружка, студии, объединения дополнительного образования дело добровольное. Конечно, есть родители, которые ведут ребенка заниматься шахматами и бальными танцами, в то время как он мечтает о карате и, допустим, рисовании. Подобная практика скорее путь к конфликту родителей с ребенком, чем к его гармоничному развитию. Он и так уже ходит в школу, «потому что надо». Дополнительное образование для него «потому что хочу», «потому что интересно», «потому что сам выбрал».Кроме того, школьное образование направлено на то, чтобы дать ребенку множество знаний в самых различных областях для дальнейшей профессиональной ориентации. Дополнительное же образование очень часто первая ступень именно в выбранную профессию, к высоким достижениям. Особенно в области науки, культуры и спорта. Мемуары почти каждого известного артиста начинаются так: «В нашей школе была театральная студия». Признанные историки были активными участниками краеведческих кружков, а уж биография великого спортсмена не обходится без спортивной секции при местном центре творчества.Класс в школе подбирается стихийно, по совпадению места и времени. Коллектив дополнительного образования – по близости интересов, а иногда и жизненных целей самих обучающихся. Наконец, в дополнительном образовании ученику не ставят оценок. Оценку гораздо позже поставит сама жизнь.Сейчас в обществе принято говорить о кризисе системы образования, о том, что у современных школьников сместились понятия ценностей, о том, что дополнительное образование доживает если не последние дни, то последние годы. Так ли это? Ответственно заявляю: нет! Когда приходишь на работу в центр творчества, трудно пройти к кабинету из-за ватаги детей, которые ждут начала занятий любимым делом. Когда видишь на занятиях горящие глаза, ощущаешь неподдельный интерес к предмету, о каком кризисе может идти речь!Кстати, совсем недавно я понял, почему у нас нет звонков к окончанию занятия. А зачем они нужны, если никто их не ждет?Андрей ГОРБУНОВ, педагог дополнительного образования ЦДЮТ «Бибирево»
Комментарии