У каждого из нас наступает момент, когда мы должны сделать выбор, кардинально влияющий на последующую жизнь. Это может быть выбор места жительства, а может быть, и страны проживания, жениться или оставаться холостым, но еще в более раннем возрасте мы ломаем голову над не менее важной жизненной проблемой – выбором профессии. Определить для себя профессию – один из самых главных шагов в жизни.
Выбирая профессию, мы выбираем не просто, кем стать, мы выбираем судьбу. Обучение в колледже – это ступень во взрослую жизнь, она делает юношей и девушек серьезнее, ответственнее, старше. Наверное, поэтому многие выпускники не останавливаются на достигнутом, продолжают учиться дальше.Сегодня система профессионального образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Важную роль в решении этих задач отводят научно-техническому творчеству учащейся и студенческой молодежи в формате дополнительного образования.В наше время интерес к технике, инженерной деятельности, изобретательству особенно важен и нужен для нашей страны. Нам нужно создавать новое производство, развивать новые технологии, новую продукцию, делать изобретения. Именно занятия научно-техническим творчеством – ключ к жизненному и профессиональному успеху. Занятия в студии технического творчества помогут воспитать необходимые для жизни личностные качества: любить и уметь учиться, общаться; быть инициативными; адекватно принимать признание себя окружающими, признавать успехи других, достойно переживать собственные неудачи. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу дополнительного образования. Талантливый преподаватель может вдохновить студентов на создание чего-то качественно нового. Конечно, сделать всех студентов колледжа творческими личностями довольно сложно, но выявлять способных ребят, учить их творчески мыслить, формировать интерес и умения к творчеству и изобретательству – это можно и нужно делать.Во время участия в научно-техническом творчестве и в процессе работы над выбранной проблемой у обучающихся возникает потребность в естественно-научных, гуманитарных и технических знаниях, они дополнительно изучают дисциплины «Основы инженерных знаний», «Основы научно-технического творчества», «Методология самостоятельной работы». Все это формирует у них дополнительные компетенции. Если мы у нашего выпускника сформируем не только узкопрофессиональные знания, умения и навыки, несомненно, обеспечивающие его компетентность, но и сможем воспитать у него потребность в профессиональном, личностном самосовершенствовании, инновационной деятельности в сфере производства, тем самым мы повысим его конкурентоспособность на рынке труда.Тот вклад, который вносит НТТМ в формирование, развитие и поддержку нового поколения специалистов среднего звена, инженеров, ученых, изобретателей, поможет нашей экономике сделать шаг вперед, подняться на новую ступень в экономическом прогрессе и развитии гражданского общества в России. Мне кажется, каждый, кто занимается научно-техническим творчеством, подобен необработанному алмазу. Сначала он не блестит, потому что в нем скрыта возможность сияния, но со временем через удачи и неудачи постижения мира, взаимоотношений с другими и с самим собой способный студент – алмаз – отшлифовывает свои знания, умения, навыки, раскрывает свои возможности, свой индивидуальный способ самореализации в современном обществе, постепенно превращается в ослепительно сверкающий своими гранями бриллиант, радующий своего педагога успехами и достижениями на выставках, конкурсах.Воспитывая эти качества в студентах, я должен помнить о том, что сам должен быть для них примером. «Не переставать учиться» – с такой установкой должен жить каждый, кто именует себя педагогом. А наша жизнь – учить детей. Латинское изречение «Мы учимся не для школы, а для жизни» должно быть одним из основополагающих принципов педагогической деятельности. Не ученик для школы, а школа, тем более профессиональная, для того чтобы подготовить студента к жизни. А разве может быть по-другому? Научно-техническое творчество обеспечивает интеллектуальный, практико-ориентированный выход обучающихся на самый высокий уровень освоения профессиональных компетенций, которые необходимы им в повседневной жизни, чтобы, выйдя за порог колледжа, наши студенты, столкнувшись с реальностью, смогли бы применить их на практике.Я, как педагог дополнительного образования по направлению «Научно-техническое творчество», верю в то, чему учу своих студентов, в необходимость и важность этих знаний и умений во взрослой жизни! На каждом занятии они с нетерпением ожидают новых открытий, чего-то необычного, и я, конечно же, вместе с ними. Нас часто называют волшебниками, а возможность отдать свое сердце, любовь и знания студентам наполняет мою жизнь смыслом.Александр ВАСИН, педагог дополнительного образования КАС №7
Комментарии