search
main
0

Не для школы, а для жизни мы учимся

​В последние годы мы все чаще слышим: «Школа должна…» И с каждым разом пунктов в списке того, что «должна» школа, становится все больше.

Школа должна давать глубокие теоретические зна­ния по всем предметам. «Как это вы не знаете, кто такой Боккаччо?!» – воскликнула в недоумении наш преподаватель, когда мы пришли на первую пару по литературоведению в университете. Школа должна давать знания, необходимые в жизни. Современный выпускник может смело шагать в большой мир с его взрослыми проблемами, ведь школа научила его заполнять налоговую декларацию, рассчитывать ипотеку и составлять резюме. А еще школа должна воспитывать, заботиться о здоровье, формировать высокие моральные качества, прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус… Выглядит впечатляюще, не правда ли?

Если подумать, то список подобных требований имеет полное право на существование. За последние двадцать лет мир резко скакнул вперед в своем развитии. Еще совсем недавно компьютер представлял собой огромную машину размером с комнату. Сегодня же у каждого из нас есть смартфон, помещающийся в ладонь, который способен хранить гигабайты информации, снимать фото и видео, показывать наше местоположение и даже включать чайник на расстоянии нескольких километров. И на подобного рода прогресс понадобилось всего два десятка лет.
Школа отстает от развития общества, и этот факт оспорить очень сложно. Сейчас ребенок поступает в школу в одном мире, а выпускается из нее совершенно в другом. К сожалению, школа просто не успевает не то что предвосхитить потенциальное развитие социума, а просто-напросто идти в ногу с ним. Мы живем в эпоху, когда учебное заведение как таковое перестало быть элитарным носителем знания, да и знание само по себе уже не настолько ценится. Будущее за критическим мышлением, переработкой больших объемов информации и созданием собственных идей, а мы все еще предлагаем детям решать задачи про наполняемость бассейна.

Однако не стоит думать, что школа исчерпала свои возможности. Нет, школа медленно, но верно идет навстречу изменениям и вызовам времени. Активно транслирующаяся на всех уровнях мысль о том, что необходимо формировать у ученика не столько знания, сколько способность с этими знаниями работать, находит отклик у многих педагогов. Учитель, как ни один другой специалист, понимает, что без непрерывного образования невозможно быть настоящим профессионалом. Мы постоянно ищем новые подходы, изучаем разрабатывающиеся методики, подбираем и создаем дидактические материалы на основе потребностей конкретных учеников – одним словом, находимся в вечной работе с информацией. Поэтому и наших подопечных мы стараемся научить быть активными субъектами собственной учебной деятельности, даем им универсальные инструменты, которые помогут им учиться на протяжении всей жизни.

Несмотря на все положительные продвижения, всегда есть место для работы. И тут встает вопрос: чего не хватает современной школе?

В первую очередь школе не хватает элементарного бытового комфорта. Бесспорно, строящиеся сейчас школы проектируются с учетом всех потребностей учащихся, однако большинство школьных зданий не приспособлены для полноценной учебной жизни. Самые успешные мировые компании, такие как Google, Facebook, Yandex и многие другие, делают серьезный акцент на организации рабочего пространства своих сотрудников. Грамотно продуманное с точки зрения дизайна место работы улучшает настроение, снижает уровень стресса, дает толчок творческому мышлению, тем самым повышая мотивацию к труду и его эффективность.

Аналогичный опыт должна перенять и современная школа. Нынешний школьник – это ребенок, выросший в мире удобства и высоких технологий. Школа для него – это место работы, поэтому ему необходима среда, в которой он будет чувствовать себя комфортно на физическом уровне. Просторные раздевалки, душевые, индивидуальные шкафчики, библиотека с читальным залом и компьютерами, лабораторный кабинет, большая столовая – это не предмет роскоши, а необходимость. От школы сейчас требуют проводить активную внеурочную и проектную деятельность. И это замечательно. Но как можно предлагать детям делать проекты, когда большинство школ не может предоставить им полноценно оснащенное пространство для работы?

Другая сторона медали – психологический комфорт. У каждого из нас бывают стрессовые ситуации, проблемы на работе, неурядицы в личной жизни. У учащегося школы их не меньше, а может, и больше. Важно помнить, что в детском и подростковом возрасте любая проблема может казаться непреодолимым препятствием. Очень часто школьник просто не знает, к кому обратиться: родители отругают, учителя не поймут, ровесники будут смеяться. Тут и должен прийти на помощь штатный школьный психолог, который будет работать не с подачи взрослого, а по запросу самого ребенка.

Постоянное психологическое сопровождение в школе помогло бы решить еще одну остро стоящую проблему – недостаточный уровень психологической грамотности учителей. В институте нам дают отличные фундаментальные знания, но вот возможности применить их на практике фактически нет. А ведь зачастую главная трудность, с которой сталкивается молодой учитель, пришедший работать в школу, – это не проведение уроков или составление учебных планов, а эффективное взаимодействие с учениками. Тяжело не растеряться, когда находишься под пристальным наблюдением тридцати пар глаз.

Наконец, продуманная работа учителей и психологов дала бы толчок к развитию эмоциональной сферы учащихся. Жалобы на то, что современные дети «не такие», небеспочвенны. Они действительно другие. Но другой не равно плохой (плохой и хороший – это вообще те показатели, которые не стоит применять к человеку). Очень часто социальный климат подталкивает ребенка к прагматизму и приспособленчеству. Некоторые дети уже в пятом классе отличаются таким уровнем цинизма, который можно обнаружить не у каждого взрослого. И Интернет тут ни при чем. Это мы, окружающие старшие, научили их быть такими своим собственным примером. У нынешних школьников хорошо сформирован эмоциональный интеллект, а вот развитие социальных эмоций и волевой сферы находится на достаточно низком уровне. Дети видят в эмоциях инструмент для достижения собственных целей, а их искреннее проявление можно заметить все реже.

Классный час как форма воспитательной работы уже давно себя исчерпал. Для детей это лишь добавочный урок, который придется просидеть за партой, выслушивая наставления учителя. Куда актуальнее стала бы организация таких мероприятий, как психологическая игра, тимбилдинг или тренинг. Представьте себе, что раз в несколько месяцев школьники и учителя собирались бы вместе, чтобы обсудить свои взаимоотношения, открыто высказать претензии и попытаться прийти к компромиссу. Да, это был бы довольно болезненный процесс для обеих сторон. Но раз мы утверждаем, что задача школы – подготовить ребенка к жизни, то первое, чему мы должны его научить, – это взаимодействовать с окружающими его людьми, проявлять эмпатию, высказывать мнение и отстаивать его, признавать ошибки и выносить из них уроки.

Современная школа должна в первую очередь стать местом, где ребенок обретет уверенность в себе и своих силах. Когда девизом всей образовательной системы станет мысль о том, что учиться не страшно, а интересно, тогда мы и получим ту школу, о которой мечтаем.

Мария ЮДИНЦЕВА, учитель иностранного языка школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте