search
main
0

Не для галочки. Подробности новой модели всероссийского финала конкурса «Учитель года»

До старта всероссийского финала конкурса «Учитель года» остается ровно три месяца. В конце сентября на родину действующего победителя, информатика Андрея Сиденко, съедутся педагоги из 70 с лишним регионов, чтобы решить судьбу учительского Оскара – Хрустального пеликана. Нынешний конкурс особенный. Во-первых, юбилейный – двадцать пятый. Во-вторых, пройдет по новым правилам. Рассказать о новой модели главного учительского состязания мы попросили директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Анастасию ЗЫРЯНОВУ.

– Анастасия Владимировна, для чего понадобилось менять порядок проведения конкурса «Учитель года России»?- Конкурс «Учитель года» регламентировали два документа: Порядок проведения и Положение. Необходимо было привести их в соответствие со вступившим в силу новым Федеральным законом «Об образовании в РФ». Эту задачу мы выполнили. Кроме того, в российских школах вводится и реализуется новый ФГОС. Меняется содержание образования, меняется роль педагога в образовательном процессе – от исключительного источника знаний к проводнику в широком информационном поле. Задача учителя не загрузить детей фактами, а научить анализировать, думать, формировать и адекватно выражать собственное мнение.Сразу отмечу, что новый порядок не повлиял на организационно-технологическую модель проведения конкурса. Иными стали конкурсные процедуры, какие-то испытания остались в прошлом, их сменили новые задания.- Зачем конкурсу нужно министерство – понятно. А вот для чего министерству конкурс?- Учителя – это тот ресурс, который, к сожалению, недостаточно задействован в принятии решений как на муниципальном и региональном, так и на федеральном уровне. Педагогов необходимо активно привлекать, в частности, к анализу и обсуждению законотворческих инициатив, нормативно-правовых актов. Поэтому мы решили обратить особое внимание на региональные клубы и ассоциации учителей года. Конкурсу 25 лет, хотелось бы, чтобы его звезды стали нашими экспертами. Формы работы могут быть разные, сейчас мы их как раз продумываем. Может, создадим своеобразный федеральный клуб при министерстве, куда войдут абсолютные победители, наладим взаимодействие с региональными ассоциациями, ведь их немало и они активно работают. И первый шаг уже сделан: вопросы введения новой модели конкурса, изменения его формата широко обсуждались с участниками прошлых лет, с неравнодушными практиками, хорошо знающими и школу, и конкурс изнутри.- Какие же новшества ждут участников всероссийского финала в этом году?- Начнем с того, что осталось неизменным. По-прежнему сохранились заочный и очные этапы, но значительно поменялась их «начинка». Так, заочный тур «Методическое портфолио» теперь включает три задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар» и эссе «Я – учитель». Если еще в прошлом году конкурсанты представляли свой опыт в режиме экзаменационной беседы, то теперь жюри будет оценивать метапредметный подход, целостность, системность, новизну работы учителя на основании компьютерной презентации, снабженной пояснительной запиской. А в эссе «Я – учитель» необходимо ярко и образно объяснить, почему конкурсант выбрал эту профессию.- Еще в прошлом году многие участники спрашивали, для чего необходима отдельная оценка интернет-сайтов и блогов.- Думаю, никто не будет спорить с тем, что лучшие учителя страны должны работать на систему образования в целом. А как им донести свою профессиональную позицию, свой опыт до широкой общественности? Интернет – как раз тот эффективный инструмент, который позволяет это сделать.В то же время исследование «Персональное информационное «облако» современного педагога», проведенное кандидатом педагогических наук Викторией Власенко и кандидатом технических наук Артуром Ганеевым, показало, что даже победители Всероссийского конкурса «Учитель года» последних пяти лет не в полной мере используют возможности, которые предлагает им онлайн-пространство: в большинстве случаев только поддерживают личный сайт или ведут частные страницы в социальных сетях.Нам бы очень хотелось, чтобы подход к заданию «Интернет-ресурс» не был формальным, чтобы наши педагогические звезды были яркими и выразительными не только на уроках с собственными учениками, но чтобы делились своими наработками, сценариями с коллегами, давали консультации, в том числе с использованием Интернета. В конце концов все мы работаем на единую цель – на будущее наших детей.В этот раз, оценивая блоги и сайты конкурсантов, жюри будет обращать внимание и на оригинальность оформления, и на информационную архитектуру – понятное меню, удобство навигации, доступность обратной связи. Конечно, важны информационная насыщенность, методическая ценность опубликованных материалов, регулярность ее обновлений.- А какие новшества ждут конкурсантов на очных этапах?- Первый очный тур «Учитель-профи» будет состоять только из одного традиционного задания – урока в школе. «Разговор с учащимися» и «Беседу с родителями» на этот раз мы исключили. Из второго тура «Учитель-мастер» исчезла «Открытая дискуссия», но пятнадцать финалистов ждут два новых испытания: «Педагогический совет» и «Образовательный проект». Тема публичного выступления на «Педагогическом совете» будет объявлена сразу по завершении мастер-классов на сцене. Интересно, как проявят себя конкурсанты в работе над заданием «Образовательный проект». Финалистов разделят на три команды – по пять человек в каждой. У каждой команды будет всего один день, чтобы придумать, воплотить и представить жюри свою уникальную инновационную идею. Для чего это нужно? «Образовательный проект» покажет, насколько хорошо и органично учитель умеет работать в коллективе, жить его интересами, разбирается ли в этой современной и востребованной технологии, а значит, может научить проектной деятельности другого.Задание последнего тура «Учитель-лидер», в котором примут участие пятеро победителей, остается прежним. Это «Круглый стол образовательных политиков» с участием министра образования и науки РФ, в ходе которого и определится абсолютный победитель – обладатель Хрустального пеликана.Необходимо также отметить, что в этом году при определении абсолютного победителя будет учитываться сумма всех баллов, полученных по итогам заочного и очного этапов.С 24 по 27 июня на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ пройдет установочный семинар для участников всероссийского финала конкурса «Учитель года-2014». Учителя смогут задать все интересующие их вопросы как по процедуре, так и по критериям оценивания. Кроме того, на семинаре планируют выступить первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, директора департаментов. Так что речь пойдет не только о конкурсе, но и о новых течениях образовательной политики в целом.- Анастасия Владимировна, каждый год у учителей спрашивают, каким, на их взгляд, должен быть абсолютный победитель конкурса «Учитель года России». А вы бы на этот вопрос как ответили?- Конечно, это должен быть лучший из лучших. Человек с большой буквы, настоящий мастер своего дела, харизматичный лидер, которого признают и коллеги-конкурсанты, и все профессиональное сообщество.P.S. Подробно о новой модели Всероссийского конкурся «Учитель года» читайте на стр. 16-18

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте