search
main
0

Не для галочки

12 апреля в нашей школе, конечно, отмечается – но так ли массово и с теми ли эмоциями, которые были присущи российским детям десятки лет назад? У нас в старших классах накануне праздника классные руководители напоминают ученикам о памятной дате, иногда готовят небольшие доклады, школьники участвуют в различных конкурсах по космической тематике. В прошлом году наши девятиклассники победили в областном конкурсе «Россия – великая космическая держава» и в качестве поощрения были приглашены на космодром Байконур.

Для малышей космос – фантастическое понятие. В начальных классах в преддверии Дня космонавтики проходят более крупные мероприятия: в прошлом году, например, проводились «Звездные старты» – спортивно-развлекательная игра, в которой участвовали команды из детей и родителей. Соревнования включали в себя спортивные состязания, конкурсы рисунков, поделок и стенгазет, викторины по истории космонавтики. Дети с интересом участвовали во всех этапах «Звездных стартов»: для конкурса поделок, например, среди множества работ был представлен робот в рост ребенка, на изготовление которого, наверное, ушло немало картонных коробок, фольги, а главное – времени и трудолюбия.

В целом, могу сказать по примеру своей школы, современные дети не настолько хорошо знают историю космонавтики, как знали мы в детстве. Школа меньше стала уделять внимания теме изучения космоса и достижений России в этой сфере. Причина тому – полеты в космос перешли в разряд повседневных, привычных событий и воспринимаются детьми как нечто само собой разумеющееся. Но в целях патриотического воспитания школьников педагоги должны обращать на эту тему внимание. Для того чтобы придать ей актуальность, нужно говорить не только о научном значении космических исследований. О Сергее Королеве, который, будучи больным, рискуя здоровьем, дни и ночи проводил в цехах, где шла сборка ступеней ракеты для первого орбитального полета. О летчике Петре Долгове, ценой своей жизни проверившем пробную систему катапультирования для Юрия Гагарина. О том, что не зря присваивают космонавтам после полета звание Героя России. На мой взгляд, об этом мало говорится не только в школах. Телевизионные экраны заполнены отчетами совсем о других событиях – катастрофах, убийствах… Я считаю, пора переосмыслить значение этой темы для воспитания нашей молодежи и заполнить появившийся пробел, рассказывая о космонавтике как о профессии, связанной с огромным риском, и о людях, идущих на этот риск ради патриотических идей.

Подобрать материал для таких целей учителям, несомненно, будет сложнее, чем традиционный, «для галочки» отчет о первом полете Юрия Гагарина. Но здесь на помощь могут прийти Интернет, современные книги, рассказывающие о прежде замалчиваемых подробностях исследований космоса, и сами дети! Ведь современные школьники в информационном поиске грамотны более своих педагогов. Почему бы не поручить старшеклассникам найти интересные факты из истории космонавтики и сделать доклад или, может быть, провести беседы по этой теме в младших классах?

Ирина ШАБАКОВА, директор Кичм-Городецкой школы, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте