search
main
0

Не для аукциона. Учебное заведение вполне может стать инвестиционно привлекательным объектом

Один знакомый директор школы как-то объяснял мне свою позицию: «В обычные дни я родителей дальше раздевалки не пускаю». А на все вопросы отвечаю так: «Мы же не напрашиваемся к вам на кухню». Есть специальное время для родительских собраний, время, когда мы готовы отвечать на вопросы». Это было лет пять назад. Еще до того, как стало известно о нацпроекте «Образование». Итоги нацпроекта 2006 года подведены, но мало кто из аналитиков обратил внимание на тот факт, что участникам проекта «Общественно-активные школы» (ОАШ) не составило большого труда выиграть грант президента. В этих образовательных учреждениях двери на педагогическую кухню не просто открыты, сюда зазывают всех желающих, с радостью делятся рецептами, а иногда предлагают выступить в роли повара. Модель ОАШ отличается от социокультурных центров или управляющих советов своим всемирным сетевым механизмом. Ведь для того чтобы приготовить блюдо (провести мероприятие, собрать деньги на новый школьный двор) по рецепту, например, красноярского центра «Сотрудничество», необязательно ехать за тридевять земель, достаточно попросить книгу рецептов (методическое пособие) и встать за плиту.

ОАШ вчера

Идея ОАШ родилась в начале 30-х годов прошлого столетия в Америке. Предприниматель Чарльз Стюарт Мотт решил поддержать идею концентрации общественной инициативы вокруг образовательных центров. Вскоре это начинание получило государственную поддержку и стало тиражироваться по всему миру. А сам Мотт учредил одноименный фонд, который финансирует старт подобных проектов. В России этот фонд сотрудничает с «Новой Евразией», координаторами движения. Более подробно об истории ОАШ «Учительская газета» писала в прошлом году («Нехимическая элита», № 48).

Ориентированная на общественность современная модель школы развивается в трех направлениях: демократизация, добровольчество и партнерство.

Не секрет, что школа часто воспринимается как организация авторитарная, а потому консервативная. Дух соревновательности поселился там, где пошли по пути развития демократических ценностей, стали создавать систему самоуправления. Здесь серые мышки наконец-то перестали быть в чести, а яркие и инициативные ребята смогли самостоятельно решать проблемы.

Заимствованный у военных термин «добровольчество» в системе взглядов ОАШ обозначает способ комплектования педагогических сил путем зачисления на службу добровольцев. Здесь приветствуется инициативность. Представитель фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин не скрывает, что в современной России можно найти сотни школ, которые уже созрели, чтобы работать по такой модели, но остальным еще нужно время.

Когда заходит речь о третьем направлении ОАШ – партнерстве, лидеры ресурсных центров зачастую опускают голову или говорят политкорректные фразы, плавно обтекающие ответ на вопрос. Дело в том, что местная власть зачастую неохотно идет на развитие общественно ориентированного образования в рамках проекта. Как правило, в региональных министерствах есть свои программы развития управляющих или попечительских советов, а это значит, что времени на «левые» проекты нет, впрочем, как и желания.

ОАШ сегодня

Если однажды подписаться на рассылку новостей информационного портала движения общественно активных школ (http://www.cs-network.ru), то станет понятен масштаб проекта. О том, что, например, в течение апреля в разных регионах страны проходит Весенняя неделя добра. Цель акции очень простая – консолидация государственных и негосударственных организаций для совместного решения социально значимых задач. В Волгоградской области эта неделя началась 23 апреля. У каждого дня свое название – «День добра», «Встреча поколений», «День толерантности и благотворительности», «Благоустройство города и области», «День здорового образа жизни». В городе Северодвинске Архангельской области акция стартовала 21 апреля. Здесь и названия другие – «Веселые старты», «Чужих детей не бывает», «Чистый город», «Подарок ветерану». А во Владивостоке Приморского края акция уже завершилась, ученики общественно активных школ побывали в детских домах и у пенсионеров. Конечно, рамками одной недели эта акция не обойдется, и название – не больше чем красивая уловка, чтобы привлечь внимание общественности к тем смелым замыслам, которые ежедневно воплощают в жизнь участники ОАШ.

ОАШ завтра

«ОАШ в России: объединяем усилия» – так назывался проект до весны 2007 года. Сегодня логическое продолжение он получил в программе «ОАШ в России: расширяем партнерство». Цели у них схожие – повышение активности местных сообществ, а вот задачи разные. За два года нужно открыть новые ресурсные центры на северо-западе России, разработать программу обучения для участников проекта, продумать и структурировать методические рекомендации из предыдущего опыта работы.

Принцип проекта ОАШ похож на кружевное ткачество, забытое, а оттого еще более притягательное. Простая нить, завязанная узелками на определенном расстоянии, в руках мастерицы превращается в настоящее произведение искусства, за которое на ведущих мировых аукционах истинные ценители готовы выкладывать значительные состояния.

Школы не принято продавать на аукционах, считается, что выгода от них может быть оценена в государственном масштабе. Но умный директор может сделать свое образовательное учреждение инвестиционно привлекательным, чтобы в дальнейшем выигрывать гранты на пользу местного сообщества.

Я давно не общалась с тем директором школы, который не пускает родителей на свою педагогическую кухню. Скорее всего, его точка зрения за это время не изменилась. Ведь для того, чтобы образование стало по-настоящему открытым, должно вырасти поколение управленцев новой формации, которое не боится конструктивных диалогов.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте