Учитель начальных классов Тальменской СШ №1 Алтайского края Ирина КАЛАШНИКОВА считает: развитие речи – необходимое условие для творческого познания мира. Она совершенно права, потому что внимательно анализирует итоги диагностики первоклассников перед началом учебного года: из 16 учеников 3 имели богатый словарный запас, говорили связно, грамотно; 4 умели читать целыми словами с пониманием прочитанного; 7 не умели читать; 4 не смогли составить предложение.
Чтобы вывести своих учеников из состояния «немоты», Ирина Анатольевна использует особые творческие задания. Например, диктанты на перемене. Двое детей должны написать о том, что волнует их обоих. «За окном мы видим», «Что мы любим». Это задание учит ребят прислушиваться друг к другу и находить взаимопонимание.
25 сентября
Закончился день, наполненный суетой, заботой и таинственной музыкой листопада. Ночь окутывает дом тишиной. Оставшись наедине с собой, невольно задумываешься о самом сокровенном. Смотрю на спящую дочь и думаю: «Как быстро ты взрослеешь! Не опоздать бы, не упустить самого главного, что мне дано сделать для твоего взросления. Ты, малыш, настоящее чудо. В тебе одной столько божественного смысла, сколько в существовании всей Вселенной.
Пусть Любовь будет твоей путеводной звездой. Научившись любить, ты сможешь преодолеть все трудности, пройдешь все испытания, обретешь свое «я», найдешь свое счастье и будешь щедро дарить себя людям.
На этом пути тебе, мне, моим ученикам многому предстоит научиться, потому что Знания – основа мудрости, а нравственность – стержень, который помогает нам осмысливать истинность пути.
Завтра на уроке словесности предложу ребятам начать составлять личный словарик по одной из тем: «Нравственность», «Мудрость», «Творчество».
14 декабря
Короткий зимний день спешит на смену морозному утру. В классе тепло и уютно. Сегодня мы вновь погружаемся в прекрасный сказочный мир А.С.Пушкина, приобщаемся к великому источнику народной мудрости.
Станут ли мои ученики носителями и хранителями национальной культуры? Сумеют ли осознать значимость своей принадлежности к великому народу? Любовь к Родине начинается с осознания причастности к своей семье, к языку, на котором мыслишь и говоришь, к родному краю, земле, на которой родился и вырос.
Сегодня на уроке мы изучали однокоренные слова: род, родной, Родина… Отец, Отчизна, Отечество… Слова, наполненные великим смыслом.
Несколько дней назад знакомились со структурой жанра «пословица». Дети были очарованы простотой и мудростью народных представлений о значении Родины для человека – «Человек без Родины, как соловей без песни». Мы размышляли и делились своими открытиями, а когда Саша сказал, что соловей без песни уже не соловей, а значит, и человек без Родины уже не человек, всем открылась та самая «простая истина», которая наполняет наш внутренний мир новым содержанием… Приходят на память слова моего земляка В.М. Шукшина: «Как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».
Запорошило… Ледяные кристаллики снега, искрясь в лунном сиянии, тихо падают на землю. Уходит день, а я сегодня не видела солнца. Как хорошо, что я могу увидеть его завтра. На сердце какое-то грустно-радостное чувство. Что это за магия такая? Почему снег «говорит», ветер «поет», луна «торжествует»? Завтра обязательно спрошу у своих учеников.
18 апреля
Сегодня ваза на моем столе наполняется пушистыми веточками вербы. Позади конкурс. Встречи, общение, волнение, возможность переосмыслить свой опыт.
Все в этом мире меняется. И мы открываем для себя новые законы познания, осваиваем новые технологии обучения, новые формы сотрудничества. Новые? Может быть, это только на первый взгляд, а главное уже давно известно? Как важно учителю сохранить свое «я», в погоне за успехом не навредить ребенку. «Не навредить» – значит помочь ему познавать мир и самого себя, выстраивать свою жизнь осознанно и целенаправленно, формировать потребность быть счастливым, нужным и полезным другим.
Через три минуты прозвенит звонок на урок. Каким он будет?
Как удастся нам с ребятами его прожить? Каждый свой урок я начинаю с веры в то, что у нас все получится, потому что мы вместе и нам интересно.
Комментарии