search
main
0

Не диктат, а помощь. Максимально используйте активность родителей

Сколько существует отечественная система образования, столько ведутся разговоры об общественно-государственных формах управления ею. Как найти наиболее оптимальную форму, которая помогла бы выстроить заинтересованное и полезное взаимодействие общественности и образовательного сообщества? Об этом рассуждает председатель Московского городского совета родительской общественности Елена СМИРНОВА.

Выступая на «Правительственном часе» в Государственной Думе РФ, министр образования и науки Андрей Фурсенко совершенно справедливо заметил: лучше учителя работают там, где хорошо работают общественные советы, а лучшими школами России становятся те, где такие советы созданы не для декорации, а для конкретного дела, для помощи коллективу. Я бы добавила, что хорошими становятся школы, где активно работают и родительские комитеты, и учебные округа, где созданы окружные родительские советы. Недавно возникла такая форма общественного управления, как попечительские советы – идея хорошая, современная, но не приживающаяся, поскольку, во-первых, все-таки она не была подкреплена на законодательном уровне, а во-вторых, не была должным образом проинформирована о своих правах, о своих возможностях родительская общественность. Попечительские советы, к сожалению, не стали широко используемой формой взаимодействия системы образования и родительской общественности, хотя есть много примеров хорошей работы отдельных попечительских советов. Как показывает опыт работы известного директора Ефима Рачевского, попечительский совет может много, если правильно организована и поставлена его работа. Сегодня Ефим Лазаревич уже склоняется к организации другой современной формы общественного управления – к созданию школьного управляющего совета, и это предложение нужно весьма широко обсуждать, чтобы управляющие советы не постигла судьба попечительских советов.

То, что необходима реформа общественного управления в системе образования, несомненно. Но какая и в каких формах, каковы должны быть роли родителей и педагогов, управленцев? Управляющий совет – термин для нас новый, министр в своих выступлениях часто вводит его в оборот, а управленцы – как новую форму общественно-административного управления образованием. Я была на одном из установочных совещаний по этому поводу и могу сказать, что в некоторых школах уже пытаются ввести такую форму управления. Она на самом деле очень напоминает попечительский совет, потому что в нее входят представители родителей, заинтересованные лица, ученики и педагоги школы. Что мне понравилось? Конечно, то, что родителей наделяют большими полномочиями для участия в реальной жизни школы и влияния на нее. Это, на мой взгляд, может привести к положительным изменениям в жизни и развитии школы. От хозяйственной деятельности, столь свойственной родительским комитетам, мы переходим к более широкой и содержательной, что хорошо. Сегодня действительно нужно реальное родительское участие в работе школы, даже в принятии каких-то кардинальных управленческих решений. Но что мне не нравится – здесь мнение родителей расходится – пап и мам иногда считают единственными заказчиками образования. Но ведь не всегда родители могут принять такое решение, это должны решать специалисты. Тут все будет зависеть от мудрости администрации, от ее готовности грамотно работать с родительской общественностью. Нам нужно установить какие-то рамки, чтобы, с одной стороны, не переваливать на плечи родителей несвойственные им задачи и проблемы, а с другой стороны, оградить администрацию и педагогические коллективы от завышенных или непомерных родительских требований. Родители сегодня подчас предъявляют администрации множество требований, я думаю: их мнение должно учитываться, но не должно быть определяющим при назначении администрации школы – это прерогатива учредителя-государства. Мы знаем примеры из недавней истории, когда директоров школ выбирали, а потом приходилось их заменять, ибо люди были некомпетентны и мало подходили для руководства коллективом. Родители чувствуют и видят школу всегда своими глазами, глазами своих детей, родители могут не увидеть каких-то причинных связей происходящего в учебном заведении, проблему в своем ребенке, переносить ее на школу и решать проблему эту в рамках школы. Управляющие советы могут и должны высказывать свое мнение, рекомендовать что-то администрации школы, грамотные, компетентные решения должны принимать все же специалисты. Родители должны в большей степени сосредоточиться на помощи школе в укреплении материальной базы, в улучшении питания и здоровья детей, организации внешкольных мероприятий, в развитии родительской педагогики. Если стратегически запланировать и предусмотреть работу управляющих советов, то активность родителей возрастет существенно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте