Путь в село Верхняя Синячиха лежит среди полей. Справа остается музей-заповедник уральского деревянного зодчества. На Межной сходятся дороги. Здесь место печальное: шахта, где были убиты члены царской семьи. Раньше стоял простой крест, теперь вырос монастырь. Само село ладное, ухоженное. Люди живут крепко: расположенный в Синячихе фанерный комбинат поставляет продукцию за границу и обеспечивает местечку процветание. Верхнесинячихинский детский дом – один из лучших в области по материальному обеспечению. Но не только. Он являет собой результат системной политики Министерства образования Свердловской области по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Главный же ее принцип – приближение условий жизни к домашним.
Право на дом
…Уютные комнатки на двоих. 60 воспитанников объединены в разновозрастные группы-семьи по 7-8 человек. У каждой семьи своя «квартира»: кроме спален, в ней есть игровые комнаты, кухня, где ребята стряпают по выходным и пьют чай вечерами, большой озелененный холл с видеотехникой. Все дети имеют право на дом, даже если у них по разным причинам нет семьи. Не на «койко-место», а именно на дом в самом полном смысле этого слова. «Мы не говорим «детский дом». Мы говорим «наш Дом», – подчеркивает директор Верхнесинячихинского учреждения государственного воспитания Ирина Кондратьева.
В Свердловской области 76 детских домов, в них живут 4,3 тысячи детей. Подавляющее большинство – сироты при живых родителях. «У меня нет ни одного ребенка, у которого мама с папой погибли бы, – рассказывает Ирина Николаевна, – в основном лишены родительских прав». Пока количество воспитанников в детдомах не уменьшается. Но начинается активная реорганизация учреждений для детей-сирот. Сегодня ставка делается на такую альтернативную детдому форму, как патронат.
– Особенность свердловского опыта в том, что устройством детей в патронатные семьи будут заниматься не органы опеки, а непосредственно руководители детских домов, – рассказывает начальник отдела по работе с учреждениями коррекционного образования и государственного воспитания Галина Полякова. – «Мамы» будут приниматься на работу в детский дом в качестве воспитателей, оттуда же получать средства на содержание детей. Система патронатных семей сильна тем, что ребенок получает реальный опыт проживания в семье. Здесь он видит взаимоотношения между родителями, братьями и сестрами, со старшим поколением. Взрослые же оценивают собственные силы, не травмируя детей: останутся ли они только воспитателями или же решатся на более глубокие отношения. Количество приемных семей выросло в области в два раза.
…8-летнюю Вику Ускиреву на выходные и на каникулы забирает к себе домой жительница Алапаевска. Они подружились, даже чем-то похожи внешне. Сейчас решается вопрос о том, что Вика будет жить в приемной семье. Началось же общение с гостевого варианта. В Верхнесинячихинском детдоме целенаправленно ведется работа по подбору «гостевых» семей. Половина детей летом гостит у школьных друзей, односельчан, у работников детского дома. Общение продолжается и во время учебного года: совместные праздники, чаепития без повода. Не только воспитанники навещают своих старших друзей, но и те приходят к ним в Дом.
Руководители детских домов продолжают работу и с биологическими родителями. Лучше мамы для ребенка все равно никого нет, даже если он будет при этом спать на грязных простынях. Несколько «возвращенцев» в родные семьи в год – очень хороший результат.
Право на выбор
В этот день Саша Пономаренко ходил по Дому с красными ушами и счастливым лицом: день рождения. Ирина Николаевна привезла ему в подарок машину, именно такую, как он просил. «У наших детей тоже есть право выбора игрушек, одежды, стиля. Есть право на личную жизнь и личную собственность, и эти права нужно уважать». Вижу запись в тетради заявок: «Мне надо джинсовый костюм и нарядное платье». Старшие девочки ходят в магазин вместе с заведующей хозяйством Дома. Если ничего не подберут подходящего, заказывают в ателье или шьют сами.
Идеология казармы в современном детском доме уходит в прошлое. Понятие режима тоже не остается довлеющим. На обед отводится несколько часов: дети приходят в столовую, когда им удобно. День проводят по своему усмотрению: кто в компьютерной комнате пропадает, кто в своей комнате с книжкой лежит. Можно пойти погулять, если уроки сделаны (отпросившись у взрослых, конечно, как в любой семье).
– Нужно менять отношение общества к проблеме детей-сирот. Почему-то многие до сих пор считают, что если отдадут им старые игрушки и поношенную одежду, то их осчастливят. Гораздо ценнее узнать тайное желание ребенка и сделать ему приятно. Это возможно в результате общения, – убеждена Галина Полякова.
Право на личность
У каждого человека должна быть своя биография. Она складывается из ярких, значимых жизненных моментов. Кто-то запомнит на все дальнейшие годы первое выступление на сцене, кто-то – важную победу в конкурсе. «В ребенке надо за что-то зацепиться и развивать то положительное, что в нем есть», – делится Ирина Кондратьева.
В школе, где учатся синячихинские дети, проходила неделя патриотического воспитания. С занятий возвращается Дима Пономарев, размахивает грамотой: «Первое место, естественно!» Дима занимается в музыкальной студии детского дома, которой уже 16 лет руководит Елена Ермакова. Другая местная «звездочка», Катя Красильникова, рисует, участвует в конкурсах чтецов и очень хорошо играет в шахматы. Ситуация победы, искреннее восхищение окружающих развивают ребенка, укрепляют его уверенность в себе. В собственном Доме не бывает скучно, здесь всегда есть чем заняться.
Комментарии