Компьютер все больше входит в нашу жизнь, в том числе в школьный процесс. Поэтому вопросы о пользе или вреде информатизации образования – исторически наивны и методологически некомпетентны. Сегодня бороться с информатизацией образования – все равно что бороться с поступательным движением времени. Не стоит превращать компьютерные технологии в демона, который может выскочить из подземелья и все разрушить.
Однако необходимо четко понять, как новые технологии влияют на развитие личности ребенка, как подавать эти технологии на различных этапах детского развития. Ответы на эти вопросы нужно искать с привлечением социологов, психологов, возрастных физиологов, озаботившихся проблемами здоровья детей.
При поиске ответов я хотел бы обратить внимание на некоторые моменты, необходимые для выработки грамотного отношения к информационным технологиям:
Во-первых, нужна психолого-педагогическая экспертиза компьютерных игр, с которыми сегодняшние дети знакомятся уже в раннем возрасте – иногда даже в 4-5 лет. Важно, какие это будут игры. Если они будут нести модель агрессии, то так или иначе они будут провоцировать формирование агрессивных форм поведения, которые могут нанести ущерб психическому здоровью ребенка. Поэтому любая компьютерная программа, любая игра должны обязательно пройти психолого-педагогическую экспертизу. Вопрос о ее необходимости давно обсуждается в сфере образования. Принципы экспертизы подготовлены и разработаны, существуют уже методические разработки (в частности Института социологии РАН), в том числе в рамках программы по толерантности. Необходимо лишь более жесткое принятие положения о психолого-педагогической экспертизе на нормативном и законодательном уровне.
Второе. Необходимо срочное, экстренное обучение учителей любых предметов информационным технологиям. Если учителя будут бояться компьютера и окажутся несостоятельными в области новых технологий, то престиж этих учителей в глазах учеников упадет. А это нанесет удар по всей системе образования. То есть нам необходимо подготовить педагогов, компетентных в информатизации и понимающих психологические закономерности преподнесения тех или иных технологий в школе. Программа обучения компьютерным технологиям наших учителей должна стать приоритетной программой российского образования.
И наконец, нужно учитывать эргономические характеристики подачи той или иной информации. Существуют психологические и психо-физиологические индикаторы – требования к экрану компьютера, характеристикам его работы (освещение, шум), рабочему месту школьника. Важно, чтобы компьютер не повлиял на ухудшение зрения ребенка, не повысил его утомляемость. Все эти нормативы должны быть четко и ясно сформулированы, чтобы стать основой для внедрения тех или иных форм компьютерных технологий в школьную жизнь.
Все эти факторы нужно учитывать, если мы думаем о развивающейся личности ребенка, о том, чтобы обезопасить его и избежать ненужных казусов при информатизации школьного процесса.
Александр АСМОЛОВ, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования
Комментарии