В этом году лауреатом премии «Камертон» имени А.С.Политковской стала журналист Катерина Гордеева (признана иноагентом), автор YouTube-канала «Скажи Гордеевой». За последние полгода Гордеева сумела выйти из одного из множества ютьюб-интервьюеров в первые ряды профессионалов – сложных, принципиальных, независимых. Она выпускала как видео с беседами средней продолжительности, так и полнометражные фильмы, продолжая усердно работать до сих пор.
Я не помню, как познакомился с Гордеевой*. Правильнее, конечно, будет сказать «познакомился с ее работами», потому что вживую мы ни разу не встречались, мы даже до сих пор не знакомы. Но, возможно, в том и состоит один из секретов настоящего журналиста, отличающий его от профессионального ремесленника с экрана/радиоэфира/страниц какого-то издания: соприкасаясь с работами, в которые он вложил свою душу, ты все равно как бы соприкасаешься с ним самим. Ты узнаешь его повадки, реакцию, склад ума и характера. Гордеева из таких. Она сделала себя с нуля сама.
Возможно, я вышел на ее канал через медиаресурсы ее супруга – не менее достойного журналиста Николая Солодникова. Возможно, через случайно встретившееся мне интервью с актрисой, которую я очень люблю и даже совсем немного знаю лично, – Евгенией Павловной Симоновой. Как бы то ни было, сначала я не придал большого значения ее деятельности (а стоило бы), по-настоящему Катерину Гордееву я открыл для себя в конце февраля этого года.
Катерина Гордеева очень тонко чувствует нерв происходящего, ее и ее мужа иногда упрекают в излишней сентиментальности и нежности. Юрий Дудь*, сделавший с ней интервью летом ковидного 2020 года, назвал ее голосом русской боли. Сначала мне казалось, что это фигура речи. Но теперь я понимаю: Гордеева не делает упор на препарирование фактов (хотя, безусловно, фактчекинг в ее работах всегда на высшем уровне), ей важны эмоции и чувства гостя. Герои Гордеевой абсолютно разные по роду занятий. Это и журналисты, главные редакторы: Алексей Венедиктов* (до марта 2022 года был главредом радио «Эхо Москвы»), Дмитрий Муратов (главред «Новой газеты», лауреат Нобелевской премии мира 2021 года). И политики, такие как Юлия Галямина*, Евгений Ройзман. Писательница Людмила Улицкая, ученый Николай Эппле. Многие из них довольно непростые собеседники. После просмотра интервью с некоторыми из них на глаза наворачиваются слезы.
Она всегда находит подход к человеку любого темперамента. Она может раскрыть того, кто долгое время был закрыт от публичной жизни, как актер Артур Смольянинов. Идеологически ей полностью противоположные депутат Елена Драпеко или (на момент выхода интервью) замглавы Россотрудничества Наталья Поклонская показаны столь же аккуратно и тактично, как более близкий Гордеевой музыкант Юрий Шевчук или философ и социолог Григорий Юдин.
Будучи принципиальной, честной, она не делит гостей на своих и чужих. В этом плане весьма показателен фильм, состоящий из интервью с беженцами из Украины. В нем равный хронометраж уделен тем, кто уехал в Европу, и тем, кто уехал в Россию или думал оттуда переехать, но остался. Тем, кто скорее поддерживает происходящее сегодня в Украине, и тем, кто до сих пор задается вопросами. У всех разный опыт, разные переживания после 24 февраля, разное понимание происходящего. И у каждого есть абсолютная свобода высказаться и равная значимость для зрителя.
И вот Катерина Гордеева получила премию имени Журналистки (иначе я и не могу написать), которая стала синонимом и воплощением всего романтизма и предельного драматизма работы журналиста в современном мире. Анна Степановна Политковская – одно из первых имен, ассоциирующееся с «Новой газетой». Анна Степановна была остра на язык, бескомпромиссна, точна. Ее зверски убили в собственном доме. Несколько лет спустя после ее гибели газета учредила премию имени и памяти Политковской. Стоит подчеркнуть, что это целиком и полностью премия «Новой газеты», хотя многие источники в Интернете до сих пор выдают совсем другую информацию. Первым лауреатом стала Ольга Алленова, обозреватель «Коммерсанта». Были разные бюрократические трудности, профессиональные стычки, но премию газете удалось отстоять.
Жюри премии состояло из настоящих звезд журналистики, таких как Ирина Петровская, Наталья Синдеева, Светлана Сорокина и др. Была и дочь Анны Степановны, Вера Политковская. Их выбор был однозначным и более чем достойным.
В своей речи Катерина Гордеева сказала, что давно мечтала получить премию имени Политковской: «Потому что нет такой величины, такого камертона, как Анна Степановна». Она верит, что «каждый настоящий журналист делает то, что он считает правильным, а главное – верит в это». Она перечислила поименно всю съемочную группу, потому что в съемочном процессе гораздо больше людей, к сожалению, остается за кадром. А их вклад как минимум равновелик.
«Я верю, что нельзя убивать людей, можно с ними спорить, можно их осуждать <…>, но убивать нельзя никогда», – Катерина Гордеева. У нее был большой опыт, она видела, как убивали журналистов, закрывались медиа. Особенно много российских СМИ закрылось или остановилось в этом году. Поэтому в особую миссию журналиста Гордеева не верит. Но верит в возможность сохранить собственную совесть. А это главное.
Я надеюсь, что редакция «Учительской газеты» присоединяется к моим горячим поздравлениям Катерине. Это заслуженная награда, подтвердившая то, что и так прошло проверку на качество.
* признаны иноагентами
Комментарии