Брошюра “Курение и его профилактика в школе” – методическое пособие, одобренное министерствами образования и здравоохранения РФ, – вышла еще в 1996 году небольшим тиражом. Поэтому мало кто из учителей ее видел и смог приобрести.
Авторы книги А. и В. Александровы считают школу самым удобным местом для того, чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. Нужна серия занятий. Как же действовать учителю?
Сначала дать ребятам информацию о вреде курения. Однако надо иметь в виду, что в возрасте до 10 лет дети охотно осуждают курение, но, став подростками, меняют свою позицию. Следовательно, на каждом этапе взросления ребят следует повторять профилактику. Важно показать детям и то, что, если они не будут курить, это высоко оценится их родителями и педагогами.
Уже младшим школьникам можно сказать правду: да, если они никогда не станут курить, они сохранят здоровье и свежесть, но… возможно, потеряют друзей. Потому что могут испортиться их отношения с курящими приятелями.
Цикл занятий с младшими ребятами, 6-11-летками, лучше строить на основе сценария – игры. Например, такой. Прилетели к нам инопланетяне и никак не могут понять, что за белые палочки засовывают себе в рот эти странные аборигены – земляне! Прием заставит ребят посмотреть на себя со стороны.
Профилактика курения среди школьников 11-13 лет иная. Здесь должно быть больше действия. Можно провести “суд” над табаком. И решительно разрушать “мифы” о его пользе. Что-де сигареты помогут подросткам стать стройными и придадут независимый вид: что курение поможет сосредоточиться, а табачный дым согреет в холод. Не соглашайтесь даже с тем, что никотин успокаивает нервы. Это не так! От курения пользы быть не может!
Следующие занятия должны помочь ребятам преодолеть давление со стороны курящих сверстников. Тут можно предложить им вспомнить, при каких условиях они или их друзья закурили, и подумать, как не повторить прежних ошибок.
Интересно описывается в пособии урок, который называется “Немедленный эффект курения”. Надо взять старую куклу, поместить небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки, а потом ввести ее в “грудную клетку” игрушки. Трубка будет имитировать сосуд, который ведет к сердцу. После следует вставить мундштук в сигарету и зажечь его. Сигарету “выкуривать” до самого конца с помощью резиновой груши. Не торопитесь закончить опыт – чем медленней он будет проводиться, тем большего эффекта вы достигнете. Потому что, когда извлечете вату (муляж сердца) из трубки, дети ужаснутся, увидев, сколь изменилась в цвете белая вата под воздействием проходившего сквозь нее сигаретного дыма. И это всего за несколько минут!
Вообще цель всех занятий – показать, что те проблемы, которые дети решают с помощью сигарет, можно решить иными способами, не разрушающими здоровье. А от табака один вред. Знают ли ваши дети, что курильщик постоянно страдает от недостатка кислорода? Словно человек, живущий на высоте 2300 м над уровнем моря? Что курящему постоянно не хватает витаминов А, С, Е?
А ведь можно обсудить с ребятами и привлекательную рекламу табака. Спросите у них, что видят они в этой рекламе? Курящих красивых молодых людей? А что не видят? Неряшливую горку окурков в пепельнице. Не слышат болезненного кашля курильщика по утрам, не замечают их желтые кожу и белки глаз. Их ссоры с недовольными родственниками, которые благодаря курильщикам подвергаются так называемому пассивному курению.
Профилактика курения среди школьников 14-17 лет отличается от предыдущих. Эти ребята уже не столь зависимы от мнения сверстников. И даже, напротив, хотели бы подчеркнуть свою индивидуальность. А меж тем реклама и в их жизни играет большую роль. Да и привычка к курению, возможно, укрепилась. Однако если они не бросят курить именно сейчас, потом сделать это будет гораздо труднее. Возникнет, помимо психологической, физическая зависимость от табака.
В разговоре важно подчеркнуть, что курение вряд ли может сделать человека стильным. Оно старит, оно отталкивает других людей. Ведь недаром говорят, что целоваться с курящим, все равно что целоваться с пепельницей. Сигарета может даже стать разлучницей любящих! Ищите аргументы против курения! И, конечно же, не курите сами.
У авторов пособия много советов, как бросить курить. И “не докуривайте сигарету до конца”, и “помните, что самые вредные компоненты табачного дыма находятся в ее последней трети”, и “никогда не курите “за компанию”… Но среди них есть и забавные. Оказывается, курильщик зависим от того места, на котором “дымит”! Да и курит он в “определенные часы”, а то и за определенным делом. Эти стереотипы нужно сломать. Поменять свой маршрут, время отдыха – “перекура”, занятие, под которое приятно “расслабиться” с сигаретой. Если решил бросить курить, не пей крепкий чай и кофе – они обостряют тягу к сигарете. Каждый день съедайте ложку меда. Он помогает очистить печень от вредных веществ. А вот дыхание “очищает” физкультура. Ежедневный душ также поможет поскорее избавить организм от никотина.
Думаю, что некоторые из этих советов помогут бросить курить и учителям.
Однако в профилактику курения надо втягивать и родителей. 80% курящих пап и мам надеются, что их дети к табаку не потянутся. Глядя на них, потянутся!
Бороться же с этой вредной привычкой надо еще и потому, что табачный дым в 4 раза грязнее токсичными веществами, нежели выхлопные газы автомобиля!
Выкуривая двадцать сигарет в день, люди дышат сами и заставляют дышать нас, некурящих, воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы! Но самое страшное, что каждый четвертый курящий человек умрет от рака легкого или инфаркта. Такова статистика!
Вы, конечно, спросите, где вам можно купить брошюру Александровых. Лично мне подарили ее в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины. В кабинете профилактики подросткового курения. За последние два года лаборатории профилактики факторов риска ХНИЗ среди детей и подростков удалось обучить методике Александровых около ста педагогов Москвы и Подмосковья. Конечно, это капля в море. Потому сообщаем вам телефоны лаборатории: 924-90-94, 928-50-24. Если мы не встанем сегодня между нашими детьми и сигаретой, кто знает, к чему потянутся они дальше. Может быть, к наркотикам?
Ирина РЕПЬЕВА
Наш комментарий
Можно сказать, что курение – это конфликт человека с самим собой. Можно – что это конфликт власти, которая так долго спокойно взирала на курение человека. Можно – что это конфликт частный, надоевший – между отдельными педагогами и учениками. А можно – что между родителями и непослушными детьми. В любом случае конфликт выявляет меру ответственности человека. Перед собой, перед детьми, учениками, соседями, обществом. Во многих странах мира не побоялись этого конфликта и этой ответственности. И на всех уровнях государственной жизни начали борьбу с вредной привычкой – курением. Последуем доброму примеру!..
Специалисты говорят, что есть не меньше сотни способов того, как бросить курить. Но это как бы “низший уровень ответственности” – перед самим собой и близкими. На среднем, “школьном уровне” можно устраивать конкурсы плакатов “Нет курению”, викторины, разыгрывать спектакли, которые докажут детям, что “курение” – это все-таки “тормоз”. До Петра Первого мы жили без табака! А при царе Алексее Михайловиче курильщиков даже били палками, торговцам табаком вырывали ноздрю. Однако когда Петр признал курение трубки признаком европеизма, в Англии уже сто лет знали, что табак вреден. Книгу на эту тему написал английский король Яков Стюарт.
Но в антиникотиновой кампании есть еще и государственный уровень разрешения вопросов. Иностранцы придумали жевательную резинку со вкусом табака. А также лекарство “Коррида-плюс”, которое вызывает отвращение к сигаретам. Англичане предложили увеличить на 10% налог на сигареты – во всем мире. Считают, что подорожание заставит 42 миллиона(!) человек отказаться от курения и спасет жизни десяти миллионам человек! Ссылаются на опыт Канады восьмидесятых годов, когда подорожание табачных изделий привело к тому, что 50% курильщиков отказались от своей вредной привычки. Чтобы решать проблему масштабно, нужна, конечно, “политическая воля” власть имущих. И, следовательно, денежные затраты.
Однако лучший способ борьбы с табаком – никогда не брать сигарету в рот. Надеемся, что вы сообщите своим ученикам наше мнение.
Комментарии