Я вижу спасение наших детей во внимании к ним. Это очень просто, но это то, что мы недодаем нашим детям. Внимание и любовь! Если у родителей не хватает времени на своего ребенка, то такую заботу должен дать учитель. Терпение учителей, умение любить своих воспитанников творят чудо – пробуждают в детях уверенность в себе, желание творить и получать знания. Повезло тому человеку, у которого в жизни был Учитель, на него он стремился быть похожим, советы его запомнил на всю жизнь. Речь идет о яркой харизматичной личности, способной повести за собой. И такие учителя есть в каждой школе. Это может быть и учитель математики, и тренер в спортивной секции или руководитель кружка, в котором занимается ребенок. Кто такого учителя не встретил, кто не почувствовал заботы старшего о себе, кто столкнулся с равнодушием взрослых, тот и не находит смысла жизни и паразитирует в обществе. Вот этому надо учить учителей – быть внимательными к детям, которых они обучают, быть ответственными за каждое свое слово, не быть равнодушными.
Харизматичным человек не только рождается, он может им стать, но только в том случае, если у учителя географии есть финансовые средства, чтобы путешествовать, у учителя биологии есть возможность изучать природу не только своего края, но и Черного моря и Дальнего Востока, у учителя иностранного языка – ездить за границу для языковой практики и т. д. Учитель должен получать заработную плату, которая позволит ему стать интересным человеком. Одни книги, а также одни сапоги и один костюм, купленные раз в три года, не сделают нас интересными для учеников.Скажите, какие предметы в школе самые любимые? Физкультура? Не у всех все получается. А вот биология и география, если, конечно, их не преподает какой-нибудь монстр, самые любимые даже для слабых учеников. Что мы видим в базисном учебном плане? Сокращение часов биологии и географии до 1 в неделю в 6-м, 10-м и 11-м классах. Может быть, нам не нужны знания по этим предметам? Нам нужны только математика и русский язык? Ведь именно им отдан приоритет в обучении в нашей стране. (Удивительно, но при этом столько молодежи пишет с ошибками!) Всем выпускникам нужно сдавать ЕГЭ по математике и русскому языку в обязательном порядке. А значит, и ученик целенаправленно готовится в основном по этим двум предметам. К тому же и аттестат не играет никакой роли при поступлении в вуз, главное – баллы, полученные на ЕГЭ.Нет, я не против ЕГЭ, как многие мои коллеги. Анализируя нововведение со сдачей ЕГЭ, мы с уверенностью можем сказать, что большинство выпускников школ из небольших городов и поселков получили возможность обучаться в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и других городов. Впервые в Калининградской области ЕГЭ писали в 2002 году, и мой первый выпуск из 25 учеников тогда успешно сдал экзамен, и все 25 поступили в вузы.Я за другие ЕГЭ и ГИА – толерантные к своим участникам. Один год в нашей области ГИА написали с огромным количеством двоек, только у нас в районе в одной школе 25 двоек, во второй – 23. Значит, задания надо делать легче. На следующий год написали слишком уж хорошо – много пятерок и четверок. Значит, задания надо делать сложнее. Ежегодно меняем минимальный балл по предметам. Но ведь и выпуски каждый год разные, мы не можем менять условия экзаменов ежегодно и все время быть в режиме эксперимента.Мы уже два года в стране выпускаем детей без аттестатов, со справкой, из-за того что они не смогли сдать ЕГЭ. Зачем это нужно? Это унизительно для выпускника и учителя. Требуется впоследствии огромная психологическая работа с этим учеником даже хотя бы для того, чтобы предотвратить суицид. От ЕГЭ нужно освобождать тех, кто не собирается продолжать образование после школы. И все дети должны получить аттестат, если они были допущены к экзаменам.Мы сегодня говорим о том, что школе нужны молодые специалисты. Многие мои коллеги считают, что через 10-15 лет в школе будет некому работать. Это отдельный вопрос, решить который можно, повысив заработную плату учителей. Чтобы она стала на порядок выше той, которая есть сейчас после небольшого повышения, тем самым повысится престиж профессии учителя.Нам повезло – в нашу школу приходят молодые специалисты, это бывшие выпускники школы. Профессия учителя для наших выпускников не является непрестижной, они с уважением относятся к учителям и сами охотно поступают в Черняховский педагогический колледж и Калининградский университет. Но… в середине учебного года нашего молодого учителя физической культуры призывают на военную службу, и трехчасовая нагрузка в каждом классе падает на одного оставшегося учителя предпенсионного возраста. Владимир Путин сегодня выступил против возвращения отсрочки от службы в армии для сельских учителей. Но в школах и так преподают в основном одни женщины и практически нет мужчин. А ведь именно мужчины признаны лучшими педагогами и играют большую роль, чем женщины, в воспитании детей, и особенно мальчиков. Результат чисто женского воспитания мы видим – вокруг нас в обществе выросшие дети, с которыми никто не справляется. Отсрочка от армии могла бы привлечь молодых юношей в учителя и, возможно, задержала бы их в школе на всю жизнь. Как это и было раньше.Ирина МЕСЯЦ, зам. директора по УВР средней школы пос. Ульяново, Неманский район, Калининградская область
Комментарии