Вручая награды победителям конкурса «Лучшая инклюзивная школа», министр Ольга Васильева сказала важные слова о том, что труднее всего поменять общественное сознание. И недаром они вызвали долгие одобрительные аплодисменты. Кому, как не сидящим в зале конкурсантам, знать, как непросто дается соседство в классе детей с ОВЗ и их сверстников.
Держа в руке заслуженную награду, завуч 114-й пермской школы Татьяна Михалева выглядела немного усталой – сказывались два дня треволнений, ведь одержать победу было совсем не просто. – Мы стали инклюзивно школой более трех лет назад, – рассказывала Татьяна Михайловна. – В 2014 году у нас было 28 особых деток, сейчас 78. Из 25 классов в 20 есть дети с ОВЗ. «Инклюзия – это образ жизни», – говорит моя собеседница, я понимаю, что за этой ключевой фразой стоит многое. «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как усомниться в истинности этой пословицы?! 114-я всего несколько лет назад была притчей во языцех. Зданию, а у школы полувековой юбилей, требовался капитальный ремонт, пребывание в нем детей было далеко не безопасным. Тогда и стали носиться в воздухе слухи о закрытии, о том, что после капитального ремонта здесь будут уже другой коллектив, другие ученики или пройдет пресловутая оптимизация и объединение с «элитной» под счастливым номером 50. Вообще 114-й катастрофически в то время не везло с набором. Представьте: рядом три школы. Самых подготовленных и способных берет себе «элитная», остальные идут в другую, тоже непростую, куда существует отбор. Такое вот двойное сито. А остальные, конечно, в 114-ю, которая то ли доведет до выпуска, то ли нет в связи с ремонтом. Но сюда зато берут всех без отбора. И умеют учить! Потому не случайно в том судьбоносном 2013 году директор 114-й Валентина Федотова оказалась в оппозиции чиновникам городской администрации. Валентину Васильевну не устраивал ни один из предлагаемых ими вариантов. Потому что думала директор о будущем школы в отличие от чиновников иначе: школа должна быть инклюзивной. Местные власти мыслили иными категориями, уж очень затратная строка в бюджете на образование. Но идея Валентины Васильевны нашла поддержку в родном коллективе, а главное – в Министерстве образования Прикамья. Для коллектива знаковой стала встреча со студенткой Высшей школы экономики Евгенией Петровой, которой болезнь не помешала поступить в престижный вуз. Ее эмоциональное выступление никого не оставило равнодушным. Евгения, страдающая заболеванием опорно-двигательного аппарата, рассказала, как в детстве ее заветной мечтой было оказаться в классе вместе со здоровыми сверстниками, общаться с ними каждый день, а не от случая к случаю. «Это казалось таким недостижимым счастьем, – признавалась успешная студентка. – Так обидно быть отверженной, не такой, как все!» Разве после таких слов можно сомневаться в избранном пути? Поддержали идею инклюзивной школы и родители. «Самым сложным оказалось пересмотреть план капитального ремонта, утвержденный еще в 2009-м», – признается теперь Федотова. Но оно того стоило. В консультанты директор, ей не откажешь в умении находить верных единомышленников, пригласила председателя Приволжского межрегионального совета Всероссийского общества инвалидов Веру Шишкину. И это было мудрое решение. Кому, как не Вере Ивановне, знать, как лучше оборудовать рабочее место ученика, передвигающегося на коляске, какой ширины должны быть дверные проемы, где расположить кнопки вызова и многое-многое другое. Здоровому человеку трудно вообразить, какие бытовые мелочи могут сильно осложнить жизнь инвалида. Ведь недаром волонтерам, которые проявляют желание помогать незрячим людям, предлагают для начала завязать глаза и на время погрузиться в темноту. Происходит ощутимый переворот в сознании. Капитальный ремонт стоил дорого, представьте, что те же подъемники для колясочников стоят более 2 млн рублей. Но зато как преобразилось здание! И изнутри, и снаружи! Один лавандовый цвет трехэтажного корпуса чего стоит! Не будем говорить о всех новшествах. (Хотя пять спортивных залов впечатляют, но о них чуть позже.) Сейчас про кадры, которые решают все. Педагоги, все как один, прошли курсы переподготовки. Естественно, что в штатном расписании появились новые должности. К примеру, к таким известным, как дефектолог, психолог, добавились педагоги по адаптивной физкультуре. Представьте, что одновременно с классом работают три учителя в спортивных залах с необходимым оборудованием. Класс делится на три группы в соответствии с возможностями здоровья. Понятно, что это основная, для здоровых детей, вторая – для ослабленных (после травм, болезней и т. д.) и третья – для детей с ОВЗ. И ключевым словом, помогающим понять такое разделение, становится «здоровьесозидание». Заметьте, не сбережение здоровья, а его созидание. Какого родителя не обрадует такой приоритет школы? Ребенок должен стать за время учебы не только грамотнее и умнее, но и здоровее. Если в школе такая забота о детях становится магистральным направлением, то голосовать за нее родители с детьми будут ногами. Не случайно проблем с набором, даже имея таких «элитных» соперников, у 114-й не предвидится. Сегодня в трехэтажном обновленном здании 687 учеников. Режим работы школы тоже претерпел значительные изменения. 114-я – школа полного дня. В первой половине, конечно, занятия – до 14 часов. Потом динамическая пауза. После нее коррекционные и реабилитационные занятия детей с психологом, логопедом, дефектологом и внеурочные занятия. Все они предполагают совместную деятельность детей с ОВЗ и их сверстников. Потому приветствуются творчество и фантазия. К примеру, такой проект, как «С фотоаппаратом по литературной Перми», стал известен широкому кругу горожан. Ведь его результатом стала выставка в Пермском доме актера. На ней экспонировались снимки, рассказывающие о жизни известных русских писателей Антона Чехова, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского, Аркадия Гайдара, Льва Кузьмина. В разное время их биографии были связаны со столицей Прикамья. Чтобы создать фотогалерею, ученики 114-й ознакомились ближе с жизнью и творчеством писателей. Под руководством опытного фотографа Сергея Ефимова посетили памятники архитектуры, объехав практически весь город, сделали художественные фотографии. Надо ли говорить, как сблизило ребят увлекательное действо. К тому же они собственными глазами увидели, сколько в родном городе интересных памятных мест. Недаром в один голос дети, имеющие те и или иные проблемы со здоровьем, признавались, как радостно им находиться рядом со сверстниками и на уроках, и после них. Рады и их родители. Есть такие, кто добирается до школы на такси, но не сетуют на это. Кому-то из мам или пап пришлось оставить работу, чтобы быть рядом с ребенком, который раньше обучался на дому, а теперь благодаря инклюзивной школе получил возможность быть на уроках вместе со сверстниками. Учителей, да и сверстников, поражают упорство и воля тех, для кого большим достижением стала учеба вместе со всеми. «Инклюзия – это не пандусы и приспособления, это образ жизни» – это выражение для коллектива 114-й школы – азбучная истина. – Считаю, что наша школа стала победителем в конкурсе, потому что мы планомерно проводим большую работу, реализуем различные проекты для детей с ограниченными возможностями, – говорит директор 114-й Валентина Федотова. – Школы, которые предоставляют ученикам качественное инклюзивное образование, должны обучать всех. При этом всем нужно понимать, что здоровые дети при совместном обучении со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, получают хороший урок воспитания. Они видят, что есть ученики, которые нуждаются в их человеческом внимании, заботе и поддержке. Одной из острых проблем остается оценка достижений учеников. В муниципальных заданиях первым пунктом стоят итоги ЕГЭ и ГИА. По ним и сравнивают школы друг с другом. Но нельзя критерием успешности, прежде всего инклюзивной школы, ставить средний балл по ЕГЭ. Систему надо менять, иначе инклюзия забуксует. Здравый смысл диктует, что не сумма знаний, которую так успешно проверяют на экзаменах, важна для детей с ОВЗ, а другие навыки, полученные ими за время учебы. Впрочем, это относится ко всем выпускникам. Так что будем готовы к новым переменам. Пять распространенных мифов об инклюзии: 1. При инклюзии ученики, имеющие специальные образовательные потребности, и их сверстники будут «свалены в одну кучу» и не получат соответствующих знаний. 2. Дети-инвалиды могут стать изгоями, над ними будут издеваться их здоровые сверстники. 3. Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью, и будут бояться, что родители станут жаловаться на них. 4. Обычные ученики окажутся не занятыми в полной мере на уроке, так как учитель будет уделять больше внимания детям с ОВЗ. 5. Ученик с инвалидностью должен общаться с ровесниками с таким же заболеванием, в общем классе ему будет не хватать этого общения. Все эти мифы развеяны практикой. А тот, кто хочет окончательно убедиться в их ложности, может побывать в лучшей инклюзивной школе России. Кстати, в тройке лидеров по итогам конкурса находятся тюменская школа №70 и школа №139 Самары. У детей с разными возможностями с введением инклюзии появились равные со сверстниками права на учебу. И это добрая примета нашего времени.
Комментарии