search
main
0

Не было бы пилотного проекта, не было бы и продвижения вперед

​На очередном заседании Наблюдательного совета за реализацией пилотного проекта по развитию общего образования, стартовавшего 1 апреля 2011 года в Москве, с отчетом выступил начальник Северо-Восточного окружного управления образования Андрей ГРАБОВСКИЙ.

Сейчас можно уверенно сказать, что если бы не был дан старт пилотному проекту, то не было бы и реального продвижения развития как окружного, так и столичного образования. Изменения, связанные с реализацией пилотного проекта в СВАО, определили качественное изменение управленческих подходов и механизмов.  При этом педагогические коллективы получили не только самостоятельность, но и обязанность самым непосредственным образом участвовать в принятии решений по всем направлениям деятельности учреждения, а так как самостоятельность влечет за собой ответственность за последствия и результаты, то каждое решение образовательным учреждениям принималось коллегиально, прозрачно, обоснованно и, что очень важно, оформлялось юридически грамотно.Пилотный проект стал фундаментом для рационального, справедливого и прозрачного распределения финансового ресурса, предоставил педагогическим коллективам школ округа свободу самостоятельно выбирать путь развития своего учреждения, опираясь на потребности и ожидания родителей, но при этом определил персональную ответственность каждого работника школы за результаты своей работы. В течение двух лет реализации пилотного проекта по развитию образования основными направлениями работы в округе были:     развитие профессионального сообщества, повышение уровня квалификации, компетенций и уровня оплаты труда педагогических работников;     повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений;     формирование единого информационного пространства, информатизация учебного и коммуникационного процессов;     повышение вовлеченности родителей (законных представителей) и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов;     расширение финансовой самостоятельности школы для эффективного управления ресурсами;    введение в образовательных учреждениях новой системы оплаты труда, ориентированной на результат. Главный ресурс округа для осуществления задуманных преобразований, конечно, педагогические кадры. Для эффективной работы по новым стандартам 100% педагогов повысили свой профессиональный уровень. В рамках реализации пилотного проекта в 2011-2012 учебном году на базе школ – участников первой волны пилотного проекта в нашем округе  работали еженедельные стажировочные площадки для обучения и обмена опытом руководящих работников. Новая система оплаты труда учителей опирается на разработанную систему оценки качества работы педагога, которая не только позволяет рассчитать размер индивидуальной стимулирующей надбавки за премиальный период, но и помогает педагогам систематизировать свою деятельность, подготовиться к аттестации, создать индивидуальное портфолио, активизировать работу в соответствии со стратегией развития общеобразовательного учреждения. Кроме того, необходимость внедрения системы моральных и материальных стимулов диктуется проблемой сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Показатель уровня оплаты труда работника – важный показатель. Как же изменялся уровень заработной платы на протяжении реализации пилотного проекта?На начало проекта средняя заработная плата в школах округа составляла 39 тысяч рублей, в четвертом квартале 2011 года – 43 тысячи рублей, в июне 2012 года – 55,5 тысячи рублей; в феврале 2013 года превысила 65 тысяч рублей. У 70% педагогов округа заработная плата выше, чем в целом по экономике Москвы. При переходе на НСОТ повышение заработной платы составило в среднем 34%, в ходе оптимизации – еще 10%, так как оставшиеся средства направляются в том числе и на зарплату. Зарплаты учителей в разных образовательных учреждениях округа разные. Это зависит от многих факторов, в том числе от учебной нагрузки педагогов, от их квалификации, от соотношения количества учителей и прочего персонала, от количества обучающихся в полнокомплектном общеобразовательном учреждении. Отсюда и складывается разный процент стимулирующих выплат по образовательным учреждениям. Переход на новые финансово-экономические условия позволил руководителям образовательных учреждений осуществлять стимулирующие выплаты по результатам работы: участие и победы их учеников в олимпиадах, призовые места в интеллектуальных конкурсах и конкурсах проектных работ, качественное наполнение и развитие информационного пространства. При этом новая система оплаты труда предусматривает прозрачность распределения финансовых средств в зависимости от конкретных результатов работы каждого сотрудника школы. Одна из важнейших задач пилотного проекта – создание условий для социальной и образовательной успешности каждого ребенка, для предоставления качественных образовательных услуг, обеспечения доступности и вариативности образования. В школах округа обеспечивается построение в рамках образовательного пространства воспитательных и образовательных траекторий для учащихся от дошкольного до старшего школьного возраста, создают условия для получения качественного образования любым категориям учащихся – по их способностям, таланту, возрасту, здоровью. Большинство образовательных учреждений округа предлагают семьям вариативный выбор большого спектра образовательных услуг, могут обеспечить каждому обучающемуся выбор индивидуальной образовательной траектории. В округе широко используют организационные, технологические ресурсы повышения качества образования, успешно реализуют профильное обучение, идет экспериментальная и инновационная деятельность, развивается сотрудничество с вузами. В ходе реализации пилотного проекта определились критерии оценки деятельности образовательного учреждения, его руководителя, каждого учителя. Оценка работы образовательного учреждения теперь рассматривается с позиции достигнутого результата – в первую очередь с точки зрения достижений учащегося. При оценке качества результатов образования важную роль играет внешняя экспертиза учебных достижений. Одними из наиболее важных показателей работы традиционно стали результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений – ГИА и ЕГЭ. В округе отмечается позитивная динамика показателей, например, налицо увеличение количества 100-балльников, увеличение количества выпускников, которые набрали свыше 220 баллов по сумме трех предметов и 280 баллов по четырем предметам. Наиболее востребованными предметами для сдачи ЕГЭ по выбору в округе остаются обществознание – 58%, английский язык – 24%, , физика – 21%, история – 18%, есть тенденция увеличения количества участников ЕГЭ по предметам «Химия» и «Биология». Всероссийская олимпиада школьников – главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учащихся. Динамика участия в окружном и городском турах за последние два учебных года показывает устойчивый интерес к ней школьников нашего округа. На окружном уровне в прошедшем году число участников выросло на 15%. При этом на 33% увеличилось количество победителей и призеров окружного этапа, возросло и количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – на 5%. Получение новых образовательных результатов невозможно без изменения содержания образования, развития профессиональных компетенций педагогов, создания условий для развития образовательной среды и ресурсов. Новые ФГОС НОО и ОО стали источником новизны в образовательном пространстве, это принципиально новый подход к организации образовательной среды и использованию таких образовательных технологий, как проектно-исследовательская деятельность, портфолио обучающихся, методы конструирования и моделирования при внедрении системы учета их индивидуальных достижений. Стимулом для коллективов образовательных учреждений сегодня служит рейтинг на присуждение грантов мэра Москвы в сфере образования. 24 школы округа вошли в рейтинг 300 школ Москвы, показывающих стабильно высокие образовательные результаты. 14 из них входят в число лучших школ второй год.Округ планирует продолжить активную работу по созданию в каждом микрорайоне крупных многоуровневых, многофункциональных образовательных комплексов, предоставляющих спектр образовательных программ, включающих программы углубленного, профильного уровня. Мы планируем увеличение количества профилей естественно-математического направления. Значительные средства в 2010-2012 гг. выделило Правительство Москвы на обеспечение условий организации образовательного процесса и формирование материально-технологической базы для развития современных информационных технологий в образовании. Это позволило полностью переоснастить учреждения образования и обеспечить условия для перехода на новые стандарты, повышение качества образования, построение открытой образовательной среды. В округе:     модернизированы имеющийся компьютерный парк, локальные сети образовательных учреждений, обновлено программное обеспечение. В школы поставлены автоматизированные рабочие места учителя, аудио- и видеотехника, множительные и копировальные аппараты, интерактивные доски, графические планшеты, передвижные мобильные компьютерные классы, все учебные кабинеты школы подключены к сети Интернет и имеют свободный доступ к сетевым образовательным ресурсам;    усовершенствованы структура и наполнение типовых школьных сайтов на портале http://mskobr.ru/, введен административный регламент заполнения сайта;    введены электронные журналы и электронные дневники;    активно используются различные информационные ресурсы для взаимодействия администрации и учителей с учениками и родителями;    развиваются дистанционные формы обучения, создаются дистанционные курсы по подготовке к ГИА и ЕГЭ, программы по предметам с включением технологий дистанционного обучения, курсы по выравниванию и по работе с детьми, имеющими большой образовательный потенциал. Учителями разрабатаны новые межпредметные методики обучения, направленные на формирование умений самостоятельно получать знания, общаться, проектировать, исследовать, управлять собственной учебной деятельностью. Через систему дистанционного обучения формируется открытая образовательная среда, предоставляющая большой спектр образовательных услуг и нацеленная на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса;    обеспечены условия для профессионального развития учителей, увеличился доступ к различным методическим и информационным ресурсам, широко внедряются в практику преподавания интерактивные технологии и оборудование;    в образовательных учреждениях формируется единая информационно-образовательная среда через банк ИКТ и медиаресурсов, систему документооборота, школьной медиатеки;    учителя-предметники широко используют информационные технологии, что делает их труд достаточно современным и привлекательным для молодых специалистов. Педагогические коллективы школ Северо-Востока очень хорошо понимают сегодняшнюю главную задачу – стать школой, нужной социуму, конкретным москвичам. Это гарантия успешного развития образовательных учреждений, а значит, стабильных и высоких зарплат учителей. Современный родитель заинтересован не просто в наличии образовательной организации (детского сада, школы), а придирчиво оценивает ее характеристики, прежде всего качество образования и условия, в которых проходит процесс обучения и воспитания, оснащенность учреждения. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения образовательной организации, ведь в современной ситуации ей приходится выдерживать значительную конкуренцию, планировать свои действия и прогнозировать изменения на рынке образовательных услуг.Активное развитие государственно-общественной формы управления позволило нам перестроить работу с родительской общественностью так, чтобы родители из сторонних наблюдателей процесса обучения их детей стали единомышленниками и соучастниками всех направлений деятельности школы, были привлечены к контролю за организацией учебного процесса и его результатами. Государственно-общественный характер управления стал действенным. Созданные в 2011 году управляющие советы образовательных учреждений сегодня принимают активное участие в разработке и утверждении основных образовательных программ (64%), программ развития школ (86%), планов финансово-хозяйственной деятельности (81%). Информация о работе управляющих советов доступна на сайтах образовательных учреждений.Одно из условий успешной реализации пилотного проекта – обеспеченность информационной прозрачности и открытости процессов, которые происходят в образовании. Это позволило сформировать в образовательных учреждениях округа активно работающие комиссии, оказывающие помощь в решении многих вопросов школьной жизни, ставших барометром внешних и внутренних процессов.Укрупнение образовательных учреждений в образовательные организации позволяет решить самую важную задачу, стоящую перед образованием в период его модернизации, – повышение качества образовательных услуг, необходимых выпускникам школ для успешной социализации и работы в инновационной экономике. Для образовательного учреждения процесс объединения становится стратегией роста, повышения инвестиционной составляющей.При этом можно решить такие актуальные проблемы, как:    выбор единой стратегии развития и менеджмента объединенных школ с учетом присоединения дошкольных образовательных учреждений;    построение эффективной кадровой политики;    успешная адаптация в новых условиях учащихся, воспитывающихся и обучаемых в условиях другой образовательной модели.Формируется система четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителем образовательных услуг, усиливается ответственность образовательной организации за конечные результаты деятельности. (См. таблицу 3.)Реализация государственной программы развития образования в Москве потребовала вложения значительных бюджетных средств на создание развивающей, комфортной, безопасной образовательной среды.Ключевая составляющая пилотного проекта – существенное увеличение норматива финансирования, по некоторым образовательным учреждениям оно привело к росту их бюджета до 40%.В ходе реализации пилотного проекта школы перешли на новую систему финансирования с возможностью самостоятельного распределения средств, финансово-экономической независимостью, которая гарантирует прозрачность расходования бюджетных средств и требует от руководителей учреждений большой ответственности за управление ресурсами, что мотивировало директоров образовательных учреждений к повышению своей квалификации в вопросах финансово-экономической деятельности.В 2012 году все бюджетные учреждения округа получили финансирование в виде субсидий на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг. По округу выделено:- дошкольным образовательным учреждениям 7 млрд рублей;- школам 11,8 млрд рублей.Образовательные организации округа ныне конкурируют по многообразию предоставляемых услуг, создаются условия для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Создаваемые образовательные организации стремятся эффективно использовать кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы, привлекать инвестиции и расширять источники финансирования текущей деятельности учреждений, повышать долю внебюджетных расходов.В округе на ближайшую перспективу мы ставим как важную задачу развитие сети дополнительных услуг для населения и расширение частно-государственного партнерства.В настоящее время объем бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества учащихся, что означает включенность в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг. Важный ресурс – увеличение контингента воспитанников и обучающихся, при этом школа должна доказать свою привлекательность как образовательное учреждение для новых членов коллектива и будущих участников образовательного процесса.Положительная динамика изменений в развитии образовательного учреждения – повышение качества образования, развитие информационного пространства школы, рост профессиональных достижений педагогов, развитие финансово-экономической самостоятельности – позволила нашим школам в последние годы решать успешно вопрос комплектования, в том числе первых классов.Общая численность детей, получающих государственные услуги общего образования, составляет 89 тысяч человек, что на 3 тысячи человек больше по сравнению с прошлым учебным годом. Тем не менее сохраняется проблема несоответствия проектной мощности и фактической наполняемости отдельных образовательных учреждений. Недоукомлектованность школ и как следствие неэффективное использование зданий наблюдается в учреждениях №139, 259, 264, 278. (См. таблицу 4.)Сегодня актуальным стало создание многофункциональных, многоуровневых, многопрофильных образовательных комплексов в микрорайонах округа. В округе уже работают 53 образовательных комплекса. Каждый из них реализует программы дошкольного, общего и дополнительного образования для обучающихся на основе непрерывности и преемственности образования на всех ступенях обучения.В настоящее время в Департамент образования округ представил заявки на реорганизацию 223 образовательных учреждений, в управлении образования на рассмотрении находятся заявки от 72 учреждений образования.Изменения сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, различной направленности и объединение их в единую систему работы создают общую комфортную среду для детей, родителей и педагогов. Создание такой открытой управляемой образовательной среды на принципах оптимальности, обеспечивающей экономическую эффективность образовательных процессов, позволит увеличить ресурсные возможности комплекса, расширить спектр, обеспечить доступность и качество образовательных услуг.Образовательные комплексы сегодня конкурируют по многообразию предоставляемых услуг, на первый план выходит качество этих услуг, а качественные услуги могут быть предоставлены только в определенных благоприятных, комфортных и безопасных условиях образовательной среды, в которую приходит каждый ребенок. Система преемственности позволит учащимся успешно развиваться при переходе с одного уровня на другой и обеспечит успешную социально-психологическую адаптацию каждого ребенка.Таким образом, итоги реализации пилотного проекта в Северо-Восточном округе таковы:    в целом значения индикаторов реализации пилотного проекта по развитию общего образования выполнены;    разработана новая система оплаты труда, создан стимулирующий ФОТ, направленный на поощрение результативности и качества педагогического труда;    апробирован механизм прозрачного формульного финансирования;    сформировано открытое государственно-общественное управление;    повысилось качество образования;    увеличился контингент образовательных учреждений;    получено дополнительного финансирования (по принципу нормативно-подушевого финансирования);    получен ресурс для развития ОУ, направленного на повышение заработной платы и как следствие увеличены возможности для привлечения квалифицированных специалистов;    сформирован осознанный интерес учительства, администрации школы к повышению своей квалификации.Участники пилотного проекта получили возможность реально влиять на механизмы, которые определяют направления развития системы московского образования. Все они очень четко поняли свою основную задачу: сделать свою школу конкурентоспособной, востребованной, многоуровневой, многофункциональной, сделать свою школу нужной москвичам, найдя путь решения через создание образовательных комплексов.Задачи на 2013 год сформулированы, их решение мы осуществляем и будем осуществлять в этом учебном году. Мы предусматриваем:    создание в каждом микрорайоне СВОУО крупных многоуровневых, многофункциональных образовательных комплексов, предоставляющих спектр образовательных программ, включающих программы углубленного, профильного уровней (увеличение количества профилей естественно-математического направления);    подготовку кадрового резерва руководителей, обладающих всеми необходимыми компетенциями руководителя крупного образовательного комплекса;    введение ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях;    работу с одаренными, высокомотивированными детьми и увеличение количества школ – участниц олимпиад;    повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащемуся через систему учета его индивидуальных достижений;    развитие сети дополнительных услуг для населения и расширение частно-государственного партнерства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте