Жила-была в Лесозаводском районе Сыктывкара девочка Инна (имя изменено): прилежно училась, с ребятами ладила, в том числе и со своей будущей обидчицей Людой. Она и думать не думала, что придется ей, семикласснице, посреди учебного года переходить в другую школу.
Дело в том, что ее и еще нескольких девочек, не желающих «размахивать кулаками», Люда и ее сотоварищи стали всячески изводить: то водой обольют, то гадко обзовут. Мама Инны смотрела неделю-вторую на дочкины слезы да и пошла разбираться в школу. Беседа в классе с ребятами, отдельный разговор с Людой, заявление директору…
История завершилась быстро: буквально за три дня Инну перевели в городскую гимназию. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но в том классе остались «друзья» Инны по несчастью. Кто защитит их?
– Не раздувайте проблемы, – посоветовал директор школы. – Ведь это обычная ситуация. Дети сейчас сложные. У Люды, видимо, начался переходный возраст, в этом году она себя как-то неадекватно ведет: то плачет, то смеется, то задирает одноклассников…
Понятно желание директора не уронить честь школы, но можно посочувствовать и маме Инны, тревожащейся за своего ребенка.
– Сыктывкарские родители, – делится она, – думаю, еще не забыли страшную трагедию, когда девушку убили ее же одноклассницы. Может, пора открыто признать, что школьная дедовщина существует, и нужно что-то с этим делать?..
Вопрос подростковых взаимоотношений действительно застарелый. Во все времена были тихони и хулиганы. Воспитанием «невоспитуемых» занимались и комиссии по делам несовершеннолетних, и милиция, и общественные организации – вот только обиженным от этого легче не становилось. Кто должен помочь им? На этот вопрос отвечает специалист Сыктывкарской медико-педагогической школы Екатерина СЕНЬКИНА:
– В любом конфликте всегда сталкиваются две правды, каждая из которых имеет право на существование. На мой взгляд, основную роль арбитра в современной школе должен взять на себя не родитель, эмоционально защищающий свое чадо, не директор, далекий от непосредственного контакта с учениками, а классный руководитель. В данном случае один из конфликтующих детей стремится доказать окружающим, что он самый-самый. Значит, учителю нужно создать в классе, например, такую обстановку: дать второму поручение быть главным смотрителем за чистотой в кабинете или попросить оформить стенгазету, или… Да мало ли можно придумать интересных школьных дел, в которых подросток мог бы показать себя лидером! Но, безусловно, классный руководитель должен внимательно следить за атмосферой в вверенном ему коллективе, учить детей диалогу, спору без оскорблений и быть буфером между родителями и школой, директором и детьми.
Комментарии