Отдавать свое чадо в частную школу не опасно, если знать о ней максимум информации.
Есть все-таки на свете невозможное. Вот, к примеру, невозможно представить отдел негосударственных образовательных учреждений Московского департамента образования в тишине и спокойствии. И начальника отдела Ольгу Николаевну Держицкую одну, без посетителе й, застать тоже невозможно.
На этот раз я столкнулась в дверях с тремя директорами. Они приходили подавать документы на аккредитацию.
Пока в Москве – 30 аккредитованных школ. А общее количество НОУ, имеющих лицензию, составляет уже 210. И тенденция их роста сохраняется.
Отдавать свое чадо в частную школу уже не так опасно, как пять лет назад. Складывается рейтинг московских НОУ. И наиболее стабильно работающие хорошо известны.
Беспроволочный родительский телефон мгновенно разносит информацию, в какие школы стоит отдавать ребенка, а куда и близко подходить нельзя.
Желающих попасть в школу “Муми-Тролль” хоть отбавляй. Она работает по авторским программам. На олимпиадах показывает очень высокие результаты. Но “Муми-Тролль” – мини-школа. Расширяться не может, не позволяет материальная база. И много детей принять не в состоянии.
Плохие школы тоже на слуху. Школа Деевых собрала с родителей деньги и исчезла. Потом вновь появилась и сейчас работает без лицензии.
По данным Департамента образования, 10-15 процентов частных школ в Москве дают не только низкий уровень обучения, но и условия, в которых находятся дети, не соответствуют положенным нормам. Однако выживать халтурщикам с принципом “и так сойдет” становитс я все труднее. Они не конкурентоспособны. Частных школ много. У родителей выбор большой. В некоторых округах идет настоящая борьба за потенциальных учеников. Так что своей репутацией частники очень дорожат. Стремятся достичь и удерживать высокий уровень обучения. Эту тенденцию отмечали и Ольга Николаевна Держицкая, и две другие мои собеседницы – Нэлли Бахишевна Будагова, директор частной школы “Будущее”, и Елена Ивановна Емельянова, специалист по НОУ Южного округа.
“Будущее” для “плохих” мальчиков и девочек
“Будущее” в Москве знают как школу для тех, у кого в результате обучения в массовой школе знания представляют сплошной пробел.
У “Будущего” уже четыре выпуска – два 9-х и два 11-х класса. Экзамены сдают экстерном в 712-й школе. Частная школа перепроверяет свою объективность, и опыт показывает, что оценки учителями не завышаются.
В 1994 году из восьми выпускников в вузы поступили шесть, а в этом – из десяти поступили все. Это очень важный показатель. Настоящая победа преподавателей и учеников. Особенно если учесть, что школа эта детей не отбирает и не проводит прослушивание. Здес ь принимают ребят с любым уровнем подготовки. Основной контингент – “отпетые” двоечники и хулиганы. Дети, которых школа выбросила на улицу, а улица еще не успела засосать.
А вот учителей в “Будущее” отбирают по конкурсу. Ведь задача у школы не из легких: из “плохих” сделать “хороших”.
“Я не беру сильных учеников, – говорит Нэлли Бахишевна. – Даю адреса других частных школ, где детей отбирают по конкурсу. А директора тех школ присылают ко мне “плохих”, хотя это не удачное слово. Ведь плохих детей не бывает.
У нас все построено на комфортности детей и взаимоуважении. Мы добиваемся, чтобы им здесь понравилось, стало внутренне уютно. В массовой школе они только и слышали – “дурак”, “дебил”. В моей школе учитель, оскорбивший ребенка, через пятнадцать минут не р аботает. Дети это знают. Но они знают и другое. Если кто-то оскорбит учителя – через пять минут перестанет быть учеником нашей школы”.
До 1991 года Нэлли Бахишевна работала директором государственной 77-й английской спецшколы. Она всегда была уверена – учить надо всех. Но учить всех в массовой школе не получается. От “проблемных” детей там обычно отмахиваются. Нэлли Бахишевна потому и н азвала так свою школу, что будущее этих самых “плохих” в государственной школе оказывается под большим вопросом. А здесь ученики из двоечников превращаются в хорошистов и даже отличников. Да еще и в вузы поступают. Такой перспективы массовая школа дать и м не в состоянии.
Всего в “Будущем” – 75 учеников с 1-го по 11-й класс. В классах в зависимости от уровня подготовленности – 3, 5, 12 человек.
С первого класса изучается английский, со второго – французский. В остальном программа общеобразовательной школы плюс риторика, этикет, живопись, искусство и музыка. С 8-го класса – экономический и юридический профиль. Плата за обучение в сравнении с дру гими совсем небольшая. Мало того, успевающие дети получают стипендии – 50 процентов от оплаты. А если в школе учатся два ребенка из одной семьи, предоставляется 50-процентная скидка.
Учителя в “Будущем” зарабатывают на тридцать процентов больше, чем коллеги из государственных школ. Школа организует для них бесплатный второй завтрак.
С удивлением я узнала, что школа на полной самоокупаемости. Спонсоров у нее нет. Зато есть, как сказала Нэлли Бахишевна, хороший бухгалтер.
…В день нашего разговора директор школы “Будущее” подала документы на аккредитацию.
Система вполне отлажена
В течение трех лет в московских НОУ проводится независимое тестирование. И система, когда дети негосударственных школ первые годы существования учебного заведения сдают экзамены независимым комиссиям, вполне отлажена. Трудности разногласий и непонимания миновали. Частники в своих же собственных интересах предпочитают учитывать справедливые замечания школ экстернатов, где их дети сдают экзамены. По словам Ольги Николаевны Держицкой, в последнее время выявилась четкая тенденция – повышение уровня обученно сти детей в негосударственных школах. Это подтверждают не только итоги экзаменов, но и результаты аттестации школ, которые подавали документы на аккредитацию. Аттестационная комиссия даже отметила, что ученики аккредитованных НОУ показали более высокие р езультаты, чем их сверстники из государственных учебных заведений. Конечно, на 10-15 процентов частных школ, обманывающих детей и родителей, глаза закрывать нельзя. Но и говорить, что все частные школы плохие, тоже несправедливо. “Надо называть конкретные школы и имена конкретных учителей, которые учат спустя рукава, – говорит Держицкая. – Как правило, поступая в частную школу, ребенок тянет за собой груз проблем: либо здоровье ослаблено, либо психика нестандартная. Он несет на с ебе бремя пробелов. Чьих? Трудно разобраться.
В школе, где учатся такие дети, тройка дается учителю гораздо сложнее, чем пятерка в школе с отобранными учениками.
Поэтому о каждой частной школе надо судить индивидуально. Наблюдать ее в развитии.
К сожалению, не иссякает поток людей, которые, не являясь профессионалами, пытаются создать частную школу. Такие школы, как правило, показывают очень низкий уровень обучения. Была ситуация, когда девятиклассники одной школы полностью завалили все экзамен ы.
Я специально никого не называю. К некоторым школам в недавнем прошлом у департамента были очень серьезные претензии. Но многие из них выправились. К примеру, дети “Свято-Владимирского учебного центра” в этом году показали достаточно высокий уровень знани й. А ведь на первом этапе качество образования было крайне низким.
Так что возможность изменить ситуацию к лучшему есть у всех. И не надо бросать тень на все частные школы в целом”.
Действительно многие московские частные школы добились больших успехов. Они способны обучать качественно разных детей. По итогам сдачи экзаменов выпускник школы “Премьер” и три выпускника колледжа “Лекс” награждены серебряными медалями.
Рассмотрев в конце прошлого учебного года на коллегии деятельность НОУ, Московский департамент образования еще раз убедился в правильности своего курса на поддержку негосударственного образования.
Министерство, кстати, запланированную на июнь коллегию по этому вопросу отложило. И теперь планирует провести ее в декабре.
Ольга КУТАСОВА
NB!
Комментарии