Кажется, здесь, как в Греции, есть все: свои кафе, газета, телевидение, типография, музеи и даже бал. И разумеется, все самое лучшее. Начиная от бюста Лобачевского и непривычно больших шахмат в холле и заканчивая (или начиная же?) директором с самыми живыми смеющимися глазами. Елена Германовна Скобельцына поражает не математической логикой, а мощным сочетанием жизнелюбия и материнского тепла, которым она охватывает каждого входящего сюда. Может быть, поэтому здесь так хорошо и спокойно, и дети здесь похожи не на замученных олимпиадными испытаниями «ботаников», а на настоящих умников и умниц, румяных и ясноглазых. Именно их здесь стремятся подготовить для родного КФУ, чьей структурой являются, и просто для жизни. Наверное, такой и должна быть школа, вошедшая в Топ-500 лучших школ России.
Здесь умеют сочетать, казалось бы, несочетаемое: старые стены, доставшиеся от классической дореволюционной гимназии, с высокими потолками и широкими лестницами с перилами-балясинами, оказываются начинены современным содержимым – компьютерами-планшетами, физическими приборами, интерактивными досками и трибунами, микроскопами и т.д.473 лицеиста, даже самые младшие, своей серьезностью похожи на студентов. По сути, ими они и станут через несколько лет. Большинство, естественно, студентами КФУ. Шефство университета ненавязчиво, но чувствуется во всем – здание лицея находится в паре минут ходьбы от главного корпуса вуза. Его лаборатории, уникальная библиотека, культурно-спортивный центр – все в распоряжении лицеистов. Большинство учителей лицея – преподаватели вуза, доценты и профессора, ведущие ученые.Но самое драгоценное и необычное здесь, конечно, дети. Поступившие по жесткому конкурсному отбору, они из года в год становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников всех уровней и других соревнований. Для этого нужен постоянный тренинг. Мы попали на командную онлайн-тренировку, где девятиклассники Асхат Сахабиев, Исмагил Сайфутдинов и Рамазан Рахматуллин отрабатывали тактику групповых соревнований: 3 человека, 1 компьютер, пока один сидит за компьютером, двое решают другие задачи. На все про все у них 5 часов, решить нужно как можно больше заданий и с первой попытки. В этом году двое из ребят вошли в лучшую команду Татарстана на республиканском командном турнире по программированию среди студентов и школьников. А Асхат стал еще и призером Всероссийской олимпиады по информатике.Спрашиваю у юного программиста: трудно ли было на олимпиаде?- На какой? – уточняет Асхат. – Их много… На Всероссийской – да, довольно сложно было собраться и решить достаточное количество задач…- Командные соревнования – более зрелищные, чем одиночные, ребята все время что-то обсуждают, – говорит учитель информатики, тренер лицейской олимпиадной команды по информатике, народный учитель РТ Сергей Михайлин. – Смотришь на табло, вот они решили задачу и поднялись вверх в рейтинге, потом их сменили другие, все время интрига сохраняется. Это профессиональный вид спорта, как шахматы. Я получаю от этого удовольствие, адреналин, иначе бы этим не занимался.Сложно ли подготовить чемпионов? Еще бы, тренеру самому нужно владеть не только школьной математикой, но и аналитической геометрией, основами высшей алгебры и высшей математики. По словам Михайлина, с тренерами большая проблема, их никто не готовит целенаправленно. Хотя… В Лицее имени Лобачевского ее научились решать с помощью своих же выпускников, которые возвращаются сюда уже тьюторами. Как, к примеру, Тимур Хисматуллин, студент МФТИ, который занимается с ребятами информатикой дистанционно.- У нас развит принцип – лицеист должен передать свои знания другим лицеистам, – говорит директор.Традиций в Лицее имени Лобачевского, несмотря на его 15-летнюю историю, уже сложилось немало. Ведь к этому обязывают сами стены – «лобачевцы» гордятся тем, что стали преемниками Казанской женской Мариинской гимназии и спецшколы ВВС, размещавшейся здесь после революции. Школа посвятила им две экспозиции музея, в которых активно проводятся занятия, и ведет серьезную исследовательскую деятельность, не переставая удивляться причудливой связи времен.- Например, после последнего пожара в этом здании мы случайно обнаружили фотографию воспитанниц Мариинской гимназии, – рассказала нам учитель истории, директор музея Алевтина Егорова. – Или когда выяснилось, что дед нашего лицеиста Кирилла Муравьева (он в родстве со знаменитыми Муравьевыми-Апостолами) был учителем в школе ВВС…О музейной работе, научных проектах, бурном досуге (в лицее около 30 кружков!) лицеисты еще успевают написать в своей газете «ЛиГа» и рассказать по школьному телевидению.- Так мы реализуем проектно-целевой подход к организации деятельности наших лицеистов, – поясняет Елена Германовна. – По нашему разумению, еще в лицее ребенок должен понять, в чем его призвание, и попробовать себя в деле. И не обязательно это должны быть физика, математика, химия, биология, информатика, хотя это и наши направления-профили. У нас в лицее есть официальные фотографы, репортеры, операторы, журналисты. Знаете, из наших стен вышло уже больше 10 профессиональных, успешных журналистов. Кстати, учителя-литераторы только «за» работу ребят в газете – они подтягиваются в русском и татарском языке, лучше пишут сочинения. А типография, которую мы приобрели на миллион, полученный за победу в конкурсе ПНПО? Ребята сами учатся работать на полиграфическом оборудовании. А какими уверенными в себе становятся! От такого досуга только польза…Спросите, как ребята все успевают, не тяжело ли им? В Лицее имени Лобачевского ведут такую большую психологическую работу с учениками (в штате лицея два психолога!), что о некоторых их находках стоит рассказать подробнее.В августе каждого года «малышей», то есть семиклассников, приглашают в школу на тренинг сплочения, где они знакомятся со школой и будущими однокашниками, учатся работать в команде и доверять друг другу. Выпускники (именно им доверено ознакомить новичков с традициями) носятся на закорках с младшими, а в конце все с энтузиазмом делают «обнимашки», образуя большой радостный ком. А потом новоиспеченных лицеистов вместе со всей школой вывозят на теплоходе за город и начинается настоящее веселье – новички должны активировать все свои творческие силы, чтобы достойно представить класс и не ударить в грязь лицом перед старшими. Те-то уже матерые талантища, такие концерты, спектакли и пляски выдают! Танцу, как самой древней в мире медитации и лучшему выражению чувств, в лицее вообще придают особое значение – с него начинается общелицейская зарядка, ему учит школьный хореограф на третьем часе физкультуры. Причем здесь владеют как современными танцами – это ведь средство невербального общения молодежи, так и классическими – надо же достойно подготовиться к Пушкинскому балу, проходящему в городской ратуше в присутствии ректора КФУ и других высоких лиц! А на выпускном вечере в университетском культурно-спортивном комплексе «Уникс» каждый 11-й класс и вовсе ставит свой танец. Таким образом, в выступлении участвует весь класс. Танцуют все!Спросите, зачем это отличникам и олимпиадникам?- Мы свой лицей видим как школу всестороннего развития личности, – говорит Елена Германовна. – Они же и так все умники и умницы, поэтому наша задача – исправить перекос в сторону интеллекта, снять зажимы и комплексы. Они должны уметь хорошо выступать, красиво двигаться, непринужденно общаться, чувствовать себя уверенно. И не «ботаниками», а элитой общества! Они должны раскрыться как личности.С этим, как и со своей миссией – научить ребят мыслить, – лицей отлично справляется…Цифры и фактыТолько в 2014-2015 годах 26 лицеистов стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ), в том числе: 3 победителя олимпиады по информатике, 1 – по математике, 2 – по экологии. А на заключительном этапе ВОШ – 6 человек, в том числе 1 победитель и 2 призера олимпиады по экологии и 3 призера олимпиады по информатике.
Комментарии