search
main
0

Не бойтесь жизни

150 лет со дня рождения Александра Куприна

В сентябре 1870 года в уездном городе Наровчат Пензенской губернии родился русский писатель Александр Куприн. Удивительный человек, который мог с одинаковыми увлеченностью и степенью достоверности сочинять светлые детские рассказы и описывать суровую действительность в самом брутальном ее изводе. Но, видимо, сердце писателя было настолько искренним и благородным, что, даже спустившись на самое дно, в «Яму», в муть киевских притонов и публичных домов, он смог описать царивший там телесный и, более того, нравственный разврат, не погрязнув во всем этом, а милосердно и с любовью отнесшись к каждой живой душе.

Дом-музей Александра Куприна в Наровчате

Детство и отрочество писателя прошли в Москве, куда его мать переехала после смерти мужа, чиновника Ивана Ивановича Куприна, умершего через год после рождения сына. По окончании Второй Московской военной гимназии будущий писатель был зачислен в Александровское военное училище. Годы, проведенные в этих учебных заведениях, принесли будущему писателю не только знакомство с военными науками, но и первый литературный опыт. Поначалу юный Куприн писал стихи, но уже к окончанию училища, в 1889 году, было напечатано его первое прозаическое произведение – рассказ «Последний дебют». Впоследствии, когда прозаический талант писателя окрепнет, он напишет о годах своей учебы повесть «На переломе (Кадеты)» (1900), а будучи уже зрелым писателем, – роман «Юнкера» (1928-1932).
В августе 1890 года Александр Куприн был направлен в Проскуров, в Днепровский пехотный полк, где он прослужил четыре года и обогатился новым литературным материалом.
Неудивительно, что писателя, рожденного в Наровчате, в суровом и светлом краю, где происходили постоянные смешение и борьба народов, пути привели в Киев – город еще более мощный по своему историческому «замесу», видимо, притянувший его как магнит и не отпускавший долгое время.
Выйдя в отставку в 1894 году, Александр Куприн поселился в этом древнем русском городе и, положив целью заниматься отныне только словесностью, брался за любую писательскую, журналистскую, репортерскую работу. Конечно, не всегда все получалось гладко, и ему приходилось подрабатывать и грузчиком, и землемером, и актером, и рыбаком, и управляющим чужим имением. Приходилось и много путешествовать – ему довелось побывать в Одессе, в Севастополе, в Екатеринославле, в Житомире, много ездить по югу Украины с передвижным цирком. И все это время он не оставлял своих сочинений, а также писал множество заметок, которые в итоге легли в основу его произведений. Он продолжил сотрудничество с журналом «Русское богатство», где когда-то был опубликован его дебютный рассказ, а также стал писать для изданий «Жизнь и искусство», «Киевлянин», «Киевское слово».
Сотрудничая с этими изданиями, Александр Куприн создает великолепнейшую галерею «киевских типов» – здесь и доктора, и студенты, и воры, и художники, и попрошайки. Наконец-то начинают регулярно издаваться рассказы и повести из армейской жизни. В этот период он активно общается с другими литераторами – лично знакомится с Антоном Чеховым, Леонидом Андреевым, Николаем Гариным-Михайловским, Иваном Буниным, Львом Толстым и Максимом Горьким. В Киеве судьба его сводит и со многими украинскими литераторами – Михаилом Старицким, Борисом Гринченко, Лесей Украинкой. Особенно тесно общается он с писателем Михаилом Киселевым, по совету которого едет на Донбасс и пишет повесть «Молох». В этом поворотном на своем писательском пути произведении Куприн первым в русской литературе создает убедительный и мощный образ индустриального божества, пожирающего человеческие жизни, в общем-то, этот Молох становится символом грядущего ХХ века и надвигающихся вместе с ним тотальной индустриализации, обезличивания масс и геополитических катастроф.
Киевский период жизни Куприна оказался более чем плодотворным – в городских газетах было напечатано около сорока рассказов и бессчетное множество зарисовок, фельетонов и репортажей. А на киевском материале он впоследствии напишет свой гениальный и безупречно убедительный – психологически и фактологически – роман «Яма» (1909-1915).
В 1901 году писатель переезжает в Петербург и начинает работать секретарем «Журнала для всех». Рассказы его теперь печатаются в столичных журналах. Здесь выходят «Белый пудель» (1903), «Конокрады» (1903), «Гамбринус» (1907) и, конечно же, нашумевший в те революционные времена «Поединок» (1905).
Александр Куприн не только чувствует назревающие в обществе перемены, он активно участвует в политических процессах. После того как писатель поддержал восстание лейтенанта Шмидта в Севастополе, открыто выступил на стороне матросов крейсера «Очаков» и опубликовал очерк «События в Севастополе» (1905), сам адмирал Чухнин выдворил его из Севастополя, и Куприну пришлось вернуться в Петербург.
В Петербурге, а затем в Гатчине, куда он переселился с семьей в 1909 году, Куприн пишет множество рассказов, среди которых «Изум­руд» (1907), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), повесть «Жидкое солнце» (1912), а также заканчивает работу над романом «Яма», подготовку к созданию которого начал еще в Киеве.
Несмотря на то что Куприн горячо приветствовал отречение от власти Николая II, Октябрьскую революцию, будучи симпатизантом эсеров, он принял без восторга. И хотя писатель сотрудничал с Максимом Горьким в издательстве «Всемирная литература», а также встречался с Лениным по поводу организации новой крестьянской газеты «Земля», при первой же возможности он вступил в ряды белой армии в чине поручика и стал редактором газеты генерала Краснова «Приневский край».
После поражения Северо-Западной армии писателю приходится эмигрировать. Долгие годы он живет в Париже, знакомится с бытом и нравами французов, пишет серию очерков «Париж домашний», новые рассказы, повести и романы «Купол св. Исаакия Далматского», «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета».
В 1937 году по приглашению Правительства СССР Куприн возвращается на Родину и целый год, до самой своей смерти в 1938 году, живет в Ленинграде. Могила Александра Куприна находится на Волковском кладбище Петербурга недалеко от могилы другого великого русского писателя – Ивана Тургенева.
А многие поколения детей вот уже на протяжении века начинают знакомство с русской литературой с «Белого пуделя», «Ю-ю» и «Изум­руда», точно так же сопереживая героям и волнуясь за каждый поворот в их судьбе, как и их сверстники сто лет назад.
«Главное – не бойтесь вы, не бойтесь жизни, – говорит писатель устами героя повести «Поединок», – она веселая, занятная, чудная штука – эта жизнь».

Елена МОРДОВИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте