В XIV Всероссийском конкурсе «Сто друзей» учителей географии участвовало меньше, чем в прошлом году. Но качество разработок от этого не пострадало. Многие материалы выполнены на высоком уровне, включая презентации, иллюстрирующие их.
Высокий балл получила работа учителя географии Юровской школы Раменского района Московской области Ярославы Новиковой, которая представила на конкурс методическое пособие по созданию и организации работы в школе научного общества учащихся. Пособие Ярославы Эрнестовны могут использовать как учителя географии, так и представители других предметных областей. Кроме того, оно может быть хорошим подспорьем для заместителей директоров школ, отвечающих за научную работу. В наши дни появление этого пособия как нельзя кстати: сейчас школы переходят на ФГОС второго поколения, где огромное внимание уделяется метапредметному подходу в обучении, развитию у школьников навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Отличную оценку получил сценарий урока географии в 9-м классе по теме «Центральная Россия», представленный на конкурс учителем географии из Санкт-Петербурга Натальей Кулаковой. Это обобщающий урок-игра с использованием ИКТ. Коллега проделала огромную работу при его подготовке. Методический материал подобран таким образом, что любой педагог (даже молодой специалист) может воспользоваться им для проведения урока по данной теме, потому что разобраны все этапы и предложены варианты ответов на задания, которые предлагаются обучающимся. Весь урок школьники активно участвуют в решении различных задач в группах, по завершении каждого этапа проводят самопроверку и взаимопроверку, используя подготовленные учителем карточки с вопросами и ответами. Кроме того, Наталья Викторовна прислала внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, «Ломоносов – первый наш университет». Очень интересно подобран материал, качественно структурирован, продумано все до мелочей. В номинации «Организация внеклассной работы по предмету» отмечу работу воронежского учителя Елены Пономаревой «Эколого-географический лагерь как форма исследовательской деятельности». Учительница предложила огромное количество разных форм работы на местности в условиях загородного лагеря. Она разработала целую систему мониторинга природных и природно-антропогенных ландшафтов, которая уже была опробована на базе научного лагеря Воронежского университета «Зеленый остров», расположенного в заповедной зоне. Данный опыт очень актуален и полезен для учителей естественно-научного цикла. Кроме того, работа на местности с использованием различных методик позволит школьникам приобрести неоценимые навыки самостоятельной исследовательской деятельности.К сожалению, не могу обойтись без существенных замечаний в адрес некоторых коллег. Во-первых, обобщающий урок, в аннотации к которому все очень красиво и правильно, обозначены проблемы, которые старшеклассники должны решить, заявлены активные методы работы, метапредметный подход. А на деле урок, рассчитанный на старшеклассников, свелся к обычному разговору о всем известных вещах, отсутствуют элементарные вопросы проблемного характера. Весь урок идет фронтальная беседа, рассматриваются вопросы чисто репродуктивного уровня.Во-вторых, замечания получил урок «Определение расстояний по карте» для учеников 6-го класса, заявленный автором как практикум. Цель занятия: «Продолжить формирование умения определять географические координаты и измерять расстояния по карте, пользуясь градусной сеткой и масштабом», но в теме урока сказано только о расстояниях… Очень много времени ушло на изложение материала о жизни и деятельности М.Ломоносова в ущерб географическому материалу. Мало индивидуальных заданий. Класс был разделен на 3 группы, каждая из групп работала лишь с одним городом, то есть получается, что 10 человек определяли координаты одного города. В-третьих, хотя качество презентаций становится выше, но еще много нареканий в их адрес: слишком темный фон, очень мелкий шрифт, нечеткие фотографии и карты, с ними невозможно работать даже одному за монитором, а в классе уже со второй парты ничего не будет видно.Не забывайте о том, что мы с вами должны нести качественную, достоверную информацию… Не бойтесь задавать школьникам сложные, проблемные вопросы, учите их думать, предлагать пути решения проблем, ведь наша наука – география, – как никакая другая, учит жизни.Читайте электронную методическую кухню www.ug.ruЕлена ДАВЫДОВА, учитель географии и краеведения средней школы №5 с углубленным изучением математики Магнитогорска Челябинской области, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области-2001», действительный член Русского географического общества
Комментарии