search
main
0

Не бойтесь спорить с ГИТ

Если на семинарах или совещаниях с ГИТ инспектор труда выдает директору предписание, касающееся рабочего времени педагогических работников, ознакомьте его с перепиской Департамента образования, МГО Общероссийского профсоюза образования и Государственной инспекции труда в Москве.

Департамент образования (министр образования Москвы Исаак Калина) и МГО профсоюза (председатель Марина Иванова) в феврале 2015 года выразили свою позицию по проблеме рабочего времени педагогов в письме, адресованном руководителю Государственной инспекции труда в Москве Оксане Лабазовой.Департамент образования  Москвы и Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования рассмотрели ответ ГИТ на обращение МГО профсоюза по проблеме регулирования рабочего времени  педагогических работников и считают необходимым высказать замечания принципиального характера по существу  доводов, изложенных в письме ГИТ. В письме ГИТ отмечено, что «при установлении в трудовом договоре размера оклада (должностного оклада) с учетом требований, предъявляемых к эффективному контракту,  должностные оклады у всех лиц, занимающих одну и ту же должность в одном и том же структурном подразделении, у одного и того же работодателя, должны  быть равными и не могут содержать в себе переменных величин. Различными могут быть выплаты стимулирующего и компенсационного  характера».С этим утверждением ГИТ применительно к  фиксированным размерам оплаты труда работников департамент и МГО профсоюза не могут согласиться, поскольку  только по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию, не  допускается установление различных  повышающих коэффициентов (должностных окладов),  ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним (Отраслевое соглашение между Департаментом  образования и  Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования на 2014-2016 годы (подпункт 5.2.2). Кроме того, системы оплаты труда работников образовательных учреждений в Москве, участвующих в пилотном проекте, были установлены в соответствии с Рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников  государственных образовательных  учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденными  постановлением  Правительства Москвы от 22.03.2011 №86-ПП, разделом 5 которых был утвержден порядок  определения размера оклада педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс. Согласно указанному порядку размер оклада педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, определяется в зависимости  от стоимости ученико-часа, количества  обучающихся по предмету в каждом классе, повышающего коэффициента за сложность и (или) приоритетность предмета, повышающего коэффициента за квалификационную категорию педагогического работника и доплаты за неаудиторную деятельность. Таким  образом, оклады педагогических работников (например, учителей),  преподающих разные предметы в разном количестве классов, различных по количеству обучающихся, не могут быть равными.МГО профсоюза обращалась в ГИТ для прояснения позиции ГИТ и определения путей разрешения возникшей острой для образовательных организаций ситуации в связи с требованиями  государственных инспекторов труда в  отношении всех категорий педагогических работников, прежде всего учителей, по отработке на рабочем месте 36 часов,  которые включают 18 часов учебной (педагогической) нагрузки и 18 часов  другой педагогической и иной работы. Применительно к трактовке  ГИТ положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по  этому вопросу, прямо отражающейся на их применении государственными инспекторами труда при реализации  полномочий, департамент и МГО  профсоюза выражают  несогласие с позицией ГИТ, руководствуясь  несколькими основаниями.А. Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) обязательное условие трудового договора с работником.Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с  правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые  в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91 ТК РФ).Нормальная продолжительность  рабочего времени не может превышать  40 часов в неделю (часть 2 статьи 91 ТК РФ).Частью первой статьи 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная  продолжительность рабочего времени  не  более 36 часов в неделю.Вместе с тем часть третья статьи  333 ТК РФ устанавливает существенное для регулирования данного вопроса положение  о том, что в зависимости от  должности и  (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей  их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за  ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом  договоре, и основания ее  изменения, случаи установления  верхнего  предела учебной нагрузки педагогических работников определяет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время эти вопросы регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года №2075 «О  продолжительности рабочего времени  (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных  учреждений». В соответствии с приказом Минобрнауки РФ №2075 с учетом особенностей труда различных категорий педагогических работников  устанавливают разные продолжительность рабочего времени либо  нормы часов  педагогической работы за ставку заработной  платы. Следовательно, под установленной  трудовым законодательством нормой о сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю следует понимать  не общеустановленную и обязательную для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, как иногда неправомерно комментируют (трактуют) это положение ТК РФ, а всего лишь ее предельную  продолжительность, которую определяет Минобрнауки России как  уполномоченный федеральным органом исполнительной власти  по каждой из  должностей педагогических работников с  учетом всех особенностей труда по этим  должностям. При этом необходимо также учитывать, что для отдельных категорий  педагогических работников в соответствии со статьей 333 ТК РФ должна быть определена  не продолжительность  рабочего времени, а норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, то есть  имеются объективные  различия в регламентации рабочего времени применительно к особенностям педагогической  работы. Таким образом, приказом Минобрнауки России №2075 педагогическим  работникам в зависимости от наименований их должностей и особенностей  выполнения педагогической работы в образовательных и иных учреждениях  установлена либо продолжительность рабочего времени, либо  норма часов  педагогической работы за одну ставку  заработной платы.Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической  работы в неделю, установлена педагогическим работникам, предусмотренным в пункте 1 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, а  норма часов за одну ставку заработной платы,  составляющая 18, 20, 24, 25, 30,  36 часов в неделю, либо 720 часов в год, – педагогическим работникам, предусмотренным пунктами 2 и 3 приложения к указанному приказу.  При этом следует иметь в виду, что за преподавательскую (педагогическую)  работу, выполняемую с согласия педагогических  работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы,  производится дополнительная  оплата соответственно получаемой  ставке заработной платы в одинарном размере (пункт 3 примечания к приказу Минобрнауки России  №2075).Б. В соответствии с частью 2 статьи  100 ТК РФ для работников образования  предусматриваются особенности регулирования режима рабочего времени  и  времени отдыха на основании приказа  Минобрнауки России от 27 марта 2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени  и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени  отдыха  педагогических и других работников  образовательных учреждений.Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.3 Положения для педагогических работников,  предусмотренных в пункте 2 приложения  к приказу Минобрнауки России №2075, к  которым относятся учителя, преподаватели (кроме преподавателей образовательных  организаций высшего образования), педагоги дополнительного образования  и  тренеры-преподаватели, норма часов преподавательской работы, установленная за ставку заработной платы, лишь нормируемая часть их рабочего времени, поскольку должностные обязанности этих работников не ограничивает  только выполнение преподавательской работы. При этом продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую  работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от  их  продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (пункт 2 примечаний к приложению, утвержденному приказом Минобрнауки России №2075). Обязанности  педагогических работников, ведущих преподавательскую  работу, которые они  должны выполнять помимо преподавательской работы,  определены как в Квалификационных характеристиках (раздел «Должностные  обязанности»), так и в пункте 2.3 Положения. Вместе с тем необходимо учитывать, что работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, осуществляемая  помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку  характер  большей части педагогической работы, предусмотренной в Квалификационных  характеристиках и в пункте 2.3 Положения, позволяет сделать вывод, что ее  выполнение осуществляется  не в определенные рабочие дни недели, а  рассчитывается на более длительные  сроки – на месяц, учебную четверть, полугодие,  учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ. Кроме того, установление каких-либо норм времени для ее выполнения,  искусственно увеличивающих ежедневную  продолжительность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с  преподавательской работой, нормативными правовыми актами не предусмотрено (за исключением нормы времени, определенной  Положением для дежурств во время  образовательного процесса). Таким образом, специфическая  особенность режима рабочего времени  указанных категорий педагогических работников – наличие нормируемой  части рабочего времени в виде установленного педагогическому работнику объема  учебной нагрузки (может быть больше или меньше нормы часов педагогической  работы за ставку заработной платы),  а также другой части педагогической работы, требующей затрат  рабочего времени, но  которое не конкретизировано по  количеству часов и вытекает из должностных обязанностей, предусмотренных  уставом образовательной организации, правилами внутреннего  трудового  распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами  педагогического работника,  включает в  себя виды работ, предусмотренных  пунктом 2.3 Положения. При этом иная педагогическая работа по согласованию с руководителем  образовательной организации может выполняться в том числе и за пределами  территории образовательной  организации. Учитывая изложенное, рабочее время  каждого конкретного педагогического  работника, включая время нахождения педагогического работника  непосредственно в образовательном учреждении,  устанавливается трудовым договором и  локальными нормативными актами  образовательного учреждения (планами,  графиками работы).В. Помимо указанных  нормативных правовых актов особенности  регулирования работы педагогических  работников в соответствии с частью  6 статьи  282 ТК РФ, постановлением Правительства  РФ от 4 апреля 2003 года №197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических,  медицинских, фармацевтических работников  и работников культуры» устанавливаются постановлением Министерства труда и социального развития  РФ от 30 июня  2003 года №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».К числу особенностей регулирования труда педагогических  работников относятся дополнительные правила  о том, что для педагогических  работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, которые предусмотрены пунктом 2  постановления Минтруда России №41.  При этом следует исходить из того, что постановление  Минтруда №41 не признано в установленном порядке  утратившим силу, а также не  признано  противоречащим трудовому законодательству в судебном порядке. Имеющиеся судебные решения  по данному вопросу указывают только на то, что установленные дополнительные  правила, учитывающие специфику  труда педагогических работников, позволяют определить и отграничить указанные в нем  виды выполняемых работ от работы по совместительству, выполняемой регулярно на  условиях трудового договора и только в свободное от основной работы время (часть 1 статьи 282 ТК РФ). Таким образом, утверждение ГИТ в Москве о том, что постановление  Минтруда России №41 противоречит Трудовому кодексу РФ, в связи  с чем дополнительная работа, не предусмотренная условиями трудового договора, может выполняться работником только в соответствии со статьями 60.1 и 60.2 ТК РФ,  необоснованно и неправомерно.Учитывая все изложенные обстоятельства и основания, а также принимая  во внимание особую важность и серьезность возникающей в образовательных  организациях ситуации в связи с требованиями  ГИТ в Москве, просим принять необходимые меры по недопущению нарушения  положений трудового  права по вопросам, касающимся  особенностей регулирования  рабочего времени педагогических  работников.Надеемся на разрешение  данной проблемы в конструктивном режиме,  не прибегая к судебному и иному обжалованию в установленном порядке предписаний  государственных инспекторов труда ГИТ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте