В начале 2000-х годов конкурс «Учитель года России» вступил во второе десятилетие своего существования. И началась волна перемен, которых ждали, призывали, но никто не думал, что правила будут меняться практически каждый год и вершиной станет нынешний 2009-й, когда от прежних условий проведения состязания почти ничего не осталось. Новое положение ругают, хвалят, пытаются насытить теоретические формы практическим смыслом. Многое прояснится в июле, когда состоится установочный семинар для участников «Учителя года России-2009», на котором будут определены критерии оценки, названы темы конкурсных заданий, а сами задания получат четкое объяснение. В преддверии семинара, наверное, будет нелишним поразмышлять над некоторыми из радикальных перемен. И лучшее поле для этого – уникальный Международный конкурс педагогических достижений «Учитель года Пушкиногорья», который в этом году прошел в восьмой раз.
Конкурсант под микроскопом
Уникальность этого районного конкурса в том, что, во-первых, в нем принимают участие не только педагоги Пушкиногорского района Псковской области, но и учителя из других районов области, регионов России и даже стран ближнего зарубежья. В этом году, например, были конкурсанты из Эстонии, Литвы, Новосибирской области. Во-вторых, конкурс проходит по старым правилам, то есть педагоги показывают «визитку» (этап называется «Педагогическое кредо»), представляют опыт педагогической деятельности, проводят открытый урок и урок-импровизацию. Именно такие задания в свое время выполнял учитель года Псковской области-2001 Аркадий Васильев, ныне начальник отдела образования, молодежной политики и спорта администрации Пушкиногорского района, инициатор, организатор, член жюри международного состязания. Аркадий Владимирович и его коллеги решили, что не стоит изобретать велосипед, разве что привычную конструкцию можно немного модернизировать.
Главная изюминка пушкиногорского конкурса – его камерность. В «Учителе года Пушкиногорья-2009» участвовали десять учителей, судили их 5 взрослых членов жюри, три ученицы. Плюс сопровождающие, плюс учителя средней школы им. А.С.Пушкина поселка Пушкинские Горы, на базе которой проходит конкурс. Тесная, «своя» компания, где, с одной стороны, достаточно комфортно, с другой – все прозрачно как на ладони. На пушкиногорском конкурсе предусмотрены три тура, последний – суперфинал, куда, естественно, выходят учителя, набравшие наибольшее количество баллов. Но зачем кого-то отсеивать, если участников немного? В этом году все конкурсанты принимали участие во всех испытаниях. И – что не менее важно – могли видеть друг друга. Такая замечательная возможность – показать педагога со всех сторон – придает конкурсу цельность, объективность, превращает его в настоящую педагогическую мастерскую. Опыт, который излагается в первый же день, еще до церемонии открытия, постепенно «обрастает» подробностями – на уроке, во время импровизации, изложения кредо… И наблюдающие за конкурсным действом получают редкий шанс – сравнить всех участников, составить общую картину.
Учителя из ближнего зарубежья и российские выступают вперемешку. Сразу становится понятно, что мы используем одни и те же педагогические технологии, традиции у нас изначально общие, инновации идут в одном русле, проблемы очень похожи. Защита опыта превращается в своего рода «круглый стол», выступая на котором, каждый конкурсант может встать в ряд коллег, а может чем-то выделиться. И затем, на следующих этапах, закрепить впечатление.
«Изюминка» Марины Павловой, географа Бежаницкой средней школы, – воспитание любви к своей малой родине. Она даже элективный курс «География родного края» разработала. Ребята его охотно посещают, и в это верится, глядя, как интересно ученикам на открытом уроке Марины Александровны. У нее на занятии дети определяли географическое положение Псковской области на рабочих листах, искали соседей первого порядка на интерактивной карте, слушали стихи местных поэтов и даже выяснили, что их родной регион очертаниями напоминает лист дуба…
Множество полезных советов дала коллегам учитель начальных классов Пушкиногорской средней школы Татьяна Евдокимова. А дело в том, что она разработала целую систему предупреждения ошибок. В нее входят такие приемы, как проговаривание, комментирование, списывание, предупредительные диктанты и многое другое. «Фонематический принцип помогает избежать запоминания многочисленных правил орфографии и пунктуации, вместо них используется небольшое число более простых, фонематических правил, требующих не зубрежки, а понимания и тренировки фонетического слуха и мышления», – рассказывает Татьяна Ивановна. Забавный и полезный «ход» – «письмо с дырками». Когда ребенок сомневается, какую букву ему писать, он оставляет место и потом выясняет, как проверить написанное слово.
Побеждает сверхзадача
По положению о районном конкурсе педагогического мастерства каждый участник дает урок изучения нового материала. Это единственное требование к испытанию. А дальше каждый конкурсант решает для себя, что давать, на какую тему, как, с помощью каких средств. Кто же выигрывает на этом этапе? Каким должен быть урок победителя? Как показал «Учитель года Пушкиногорья-2009», на победном уроке дети выходят за рамки темы, предмета, получают возможность понять что-то важное о времени, о жизни, о себе…
Именно такое занятие провела учитель начальных классов Таллинской Мустамяэской реальной гимназии (Эстония) Вера Капарина, занявшая первое место в номинации «Русская школа вне России» и получившая специальный приз «Учительской газеты». Урок литературного чтения, на котором ребятам было предложено разобрать произведение Виктора Астафьева «Белогрудка», превратился в философскую беседу с элементами психологического тренинга. Речь шла о жизни и смерти, об ответственности человека за свои поступки, дети должны были в процессе чтения пройти вместе с несчастной куницей, потерявшей детенышей, через трагедию, выразить ее с помощью слов и красок и затем сделать выводы и выйти из ситуации душевной боли и грусти. Все это Вере Игоревне блестяще удалось, ведь она давно занимается проблемой психологической поддержки детей, учит своих ребят осознавать себя. Почти все финальные рисунки учеников были светлые, они хором сочинили счастливый конец истории: «Куницу отпустили, она перестала разбойничать и родила новых кунят. Мальчишки их больше не трогали».
Урок по русскому языку филолога средней школы №7 Островского района Псковской области Светланы Тимофеевой, победителя конкурса в номинации «Учителя Псковщины» и также обладателя нашего приза, был посвящен теме «Дорога». Но ученики под руководством педагога сумели подняться к вершинам лингвистики – понять, что такое этимология, лексическое значение слова, контекст, синонимы, антонимы. Дети дают ответы, их хвалят, но сверхзадача учителя – дать понять, что все сложнее. Светлана Анатольевна спрашивает:
– Почему мы с вами не смогли прийти к единому мнению, каков «прародитель» слова «дорога»?
Дети высказывают предположения. Учитель резюмирует:
– Есть слова, в которых все понятно, а есть слова-загадки, потому что существует много гипотез о том, от чего они произошли. В некоторых случаях даже ученые не могут договориться. Так же и с нашим словом «дорога».
Юлия Федотова, учитель начальных классов Таллинской Ласнамяэской гимназии (Эстония) рассказывала детям об экологии, а пробудила интерес не только к этой науке, но и к окружающему миру вообще. Потому что речь шла не о терминологии и результатах исследований, а о том, что близко. Один ребенок жужжит, другой кукует, третий изображает шелест листьев. Как хорошо в импровизированном лесу! А откуда взяться настоящему? Правильно, нужно посадить деревья. А вот и экологическая задачка: сколько нужно посадить деревьев вокруг школы, чтобы всем ребятам привольно дышалось? Считают с удовольствием.
Экология – повод для межпредметного и надпредметного разговора. Привлекаются знания и навыки, полученные во время изучения многих школьных дисциплин.
«Все, все, что гибелью грозит…»
Зарубежных учителей всегда поражает трудное условие российского конкурса «Учитель года» – урок с незнакомыми детьми. Однако способствует ли этот фактор настоящей импровизации? Отчасти… Когда-то на конкурсе были придуманы уроки-импровизации – темы для них сообщались конкурсантам лишь накануне вечером. В последнее время темы придумывают сами участники, и мастер-классы превратились в домашнее задание. Конкурс «Учитель года», который когда-то задумывался в том числе как смотр блестящих импровизаторов, способных за пять минут справиться с любой сложной педагогической ситуацией, стал во многом конкурсом регионов. Учителя готовят методисты, ученые, завучи… Тщательно продумывается все – от дидактического материала до музыкального оформления.
Радостно было встретить в Пушкинских Горах старые добрые уроки-импровизации. Другое дело, что уровень их проведения оказался неровным. Ни в коем случае не хочется никого обижать. Учителя на конкурс приехали блестящие, интересные, но импровизировать они просто не решаются. Или не умеют. Самой большой бедой стало несоответствие уроков-импровизаций заявленной накануне теме «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит…» (А.С.Пушкин). Кто-то пытался показать ярко и выпукло свой предмет, забыв вообще о том, что есть конкретная тема, кто-то создавал искусственную привязку к теме и затем, видимо, использовал домашнюю наработку. Но были и вполне удачные уроки с продуманной структурой. Так, изящно сымпровизировала на нужную тему самая юная участница конкурса, учитель начальных классов Рубиловской основной школы Пушкиногорского района Ирина Кузьмина. В самом начале конкурса я услышала о ней такое высказывание члена жюри: «Вы в начале красивого пути…». Ирина начала с Пушкина – вполне логично. «Маленькие трагедии», «Пир во время чумы», «ученики» выписывают ключевые слова из трагедии. А затем учительница предлагает заменить их на более будничные: «тревога», «волнение», «трудности» и неожиданно спрашивает: «Можно сказать, что все это – о нашем конкурсе?» Можно!
Уже после уроков-импровизаций председатель жюри, старший преподаватель кафедры методологии постдипломного педагогического образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Соколова размышляла: «Педагогическая импровизация предполагает, что первоначально надо окунуться в тему, оттолкнуться от того, что предложил своим современникам в «Пире во время чумы» как проблему духовного порядка Пушкин, а потом выходить на свой предмет…»
И может быть, не только на предмет. Почти у каждого конкурсанта были еще на этапе защиты опыта заявлены очень важные темы, «гибельные» для нашего образования. Например, учитель биологии, химии Зарецкой средней школы Пушкиногорского района Наталья Осетрова говорила о страшной перегрузке учеников – «ребенок у нас работает 11 часов в сутки» – и о том, что у школьников не сформированы общеучебные умения и навыки. Учитель музыки средней школы им. А.С.Пушкина Каунаса (Литва) Наталья Гачечиладзе напомнила о другой проблеме: «В массе дети очень жестоки по отношению друг к другу и даже к учителям агрессивны. Что я могу противопоставить этому? Свой урок музыки».
На итоговом «круглом столе» председатель объединения учителей русских школ в Эстонии Людмила Полякова назвала ключевые слова пушкиногорского конкурса: учитель, ученик, мастерство, традиции, новации, виртуальность, сотрудничество, воля к победе, духовность, будущее.
Я бы добавила к ним только: импровизация, активность, открытость – и отнесла бы этот «словарик» на конкурс «Учитель года России». Никакие новшества не падают с неба, и то, что кажется нам радикальными переменами, уже где-то опробовалось. Будем считать такие замечательные конкурсы, как Пушкиногорский, экспериментальными площадками в преддверии всероссийского финала. Эксперимент удался!
пос. Пушкинские Горы, Псковская область
Комментарии