Перед вами бумага, на которой вскоре должен появиться текст. А где-то внутри – страх, который живет в каждом. Страх чистого листа, наказание всех пишущих. Но победить его вполне в ваших силах. Мы покажем и научим вас, как это сделать (авторы упражнений указаны в скобках). Приглашаем в мастер-класс приемов инвентаризации.
Советы великих
«Вам, конечно, хочется как можно скорее узнать от меня все тайны творчества. Не знаю, в состоянии ли я вам в этом помочь. Однако запомните следующее. Во-первых – и это самое главное, – нужно преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги, которое испытывает почти каждый настоящий писатель, и писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать – как ходить на службу… или в гимназию».
Иван Бунин – Валентину Катаеву
Упражнение 1.
Прием
«Свободное письмо» (Питер Элбоу)
Не знаете, с чего начать? Не волнуйтесь! Скажите себе: «Я хочу написать о…», и назовите тему. Вокруг так много интересного! Вы можете писать о погоде, природе, друзьях, любимой собаке или кошке, о вчерашнем футбольном матче или о новом фильме. Тема в сущности не важна. Начинайте писать сразу и не останавливайтесь хотя бы 5, а лучше 10 или даже 15 минут. И можете не переживать о качестве написанного: в этом упражнении главное – сам процесс письма. Никаких условий и никаких условностей!
Постарайтесь не останавливаться, не перечитывать написанное, не заботьтесь о стройности сюжета или о том, что в процессе написания изменилась тема. Просто пишите! Питер Элбоу называет это «private writing», то есть писание не для других, а для себя, чтобы потом самостоятельно оценить собственные слова и мысли. Действительно, пока мы пишем, самопроизвольно возникают какие-то идеи, и на бумаге появляются совершенно неожиданные фразы.
Один из вариантов свободного письма – медитативное письмо. Просто включите музыку и пишите о том, что вам навевает мелодия. Впоследствии из «потока сознания» можно выбрать мысли по теме и на их основе составить черновик.
«Жорж Санд ежедневно писала до одиннадцати часов вечера, и если в половине одиннадцатого она заканчивала роман, то тут же брала чистый лист бумаги и начинала новый. Писала свои романы, словно штопала чулки… Дисциплина труда вырабатывается постепенно и окончательно закрепляется в период зрелости писателя, когда он успевает убедиться, что шедевры возникают не по милости счастливого случая, а благодаря терпению и упорству. Каждое выдающееся произведение литературы замыкает собой длинную цепь преодоленных трудностей. Но что же, однако, делать, если в назначенный для творчества час не приходит ни одна мысль, если нет ни сил, ни желания работать? «Сидеть», – отвечает Метерлинк, и он неизменно отсиживал за письменным столом свои три утренних часа, пусть даже не делая ничего, только покуривая трубку. «А я, – мог бы про себя сказать Теофиль Готье, – сажусь, беру лист чистой бумаги и набрасываю на нее первую фразу. Во фразах моих я уверен: каждая из них, как кошка, упадет на все четыре лапы, а вслед за первой пойдут и другие».
Ян Парандовский
«Алхимия слова»
Придумать начало для многих и есть самое сложное. Можно решить эту проблему двумя способами: либо не задумываться о первой фразе и сразу начать писать с того момента, который не вызывает затруднений, тогда логика текста сама подскажет, с чего начинать; либо научиться технологично конструировать зачины.
«Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом, возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд рассказа. (Подобный вариант создания рассказа родствен рождению стихов, методу поэтическому, эмоционально-ассоциативному, когда один оборот, одна строка вызывает за собой к жизни последующие строфы)».
М. Веллер
«Технология рассказа»
Упражнение 2.
Елочка
(Г.С. Альтшуллер (псевдоним – Г.Альтов) и П. Амнуэль)
Для работы нужен напарник, который будет следить за временем (или часы с таймером, звуком, отмечающие запланированные отрезки). Продолжительность упражнения – не более пяти минут. Слева примерно посредине листа запишите слово-тему – существительное в именительном падеже. В течение первого промежутка времени (оптимально 30-40 секунд, главное – не дольше минуты) запишите в столбик правее темы столько слов-ассоциаций, сколько успеете. Ассоциации отражают взаимные связи между объектами и событиями, но если эти связи начать логически обосновывать, они потеряют спонтанность и непосредственность. Когда времени на обдумывание не хватает, сознание не успевает, и включается подсознание, выдавая порой весьма причудливые и фантастические сочетания.
По сигналу выбирайте одно слово в столбике и выписывайте ассоциации уже к нему. По следующему сигналу снова выбирайте слово, на этот раз из второй колонки, и выписывайте третий столбик ассоциаций. Повторять слова нельзя! К концу упражнения у вас должна получиться горизонтальная «елочка», примерно такая (cм. схему).
С набором этих слов можно приступать к следующему заданию.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»
А. Ахматова
Упражнение 3.
Бином фантазии (Джанни Родари)
Из слов «елочки» составьте произвольные пары. Например: «письмо – чтение», «почтальон – волшебство», «известие – желание», «интернет – грамотность».
Придумайте и запишите максимально возможное количество вариантов их сочетаний: «интернет и грамотность», «интернет-грамотность», «грамотность интернета», «интернет грамотности», «интернет против грамотности», «грамотность против интернета», «грамотность за интернет», «интернет за грамотность», «грамотность для интернета», «интернет для грамотности», «грамотность из интернета», «грамотность в интернете», «о грамотности в интернете», «грамотность как интернет», «интернет как грамотность», «грамотность по интернету», «грамотностью по интернету», «интернетом по грамотности», «интернетом и грамотностью», «интернет – грамотности», «грамотность – интернету», «об интернете с грамотностью», «из интернета с грамотностью», «от грамотности до интернета», «ни интернета, ни грамотности» и т. п. Попробуйте эти словосочетания «на вкус». Произнесите их вслух. Некоторые явно вызовут в памяти аналогичные примеры: «огнем и мечом», «из России с любовью», «автопробегом по бездорожью», «лучшее – детям», «полцарства за коня», «чужой против хищника». Вы можете воспользоваться этими аналогиями, а можете их избегать. Представьте, что заключено в получившихся словосочетаниях, что это может быть, как такое возможно?
Расширьте бинарные словосочетания до распространенных предложений, отвечая на уточняющие вопросы. В паре «интернет и грамотность» понятия сопоставимы, логически связаны, противопоставлены, взаимно исключают друг друга? Можно ли получить грамотность из интернета? Нужна ли грамотность для интернета? Встречается ли в интернете грамотность?
Посмотрите, да у вас уже есть целый ворох зачинов!
«Глагол – энергия речи. Употребляйте поменьше прилагательных, побольше глаголов. Хотя, в общем-то, это личное дело каждого».
С. Снегов
Упражнение 4. Глаголом жги!
Продолжим работу с составленной фразой «Встречается ли в интернете грамотность?». Для придания тексту динамики попробуйте подобрать ряд глаголов, описывающих процессы, происходившие в прошлом, происходящие в настоящем и возможные в будущем. Нельзя повторять слова и использовать инфинитивы. Каждому времени уделите 1-2 минуты. Выпишите цепочку глаголов:
прошедшее: появился ® удивил ® пробовали ® воспользовались ® превратились;
настоящее: применяют ® получается ® становится ® снижается ® пугает ® интересует;
будущее: вырастет ® приведет ® обеспечит ® усилится ® станет.
Подбирая глаголы, вы можете почувствовать скрытую логику, ее подскажет вам ваше подсознание. Составьте и запишите предложения с подобранными словами. Их можно выбирать в произвольном порядке, дополняя глаголами в повелительном наклонении или в неопределенной форме (что проще) или строго придерживаться последовательности (это сложнее). Можно воспользоваться одним из заголовков, составленных в предыдущем упражнении.
Тексты могут получиться самыми разными.
«Азы интернет-грамотности
Вас интересует, как слова превратились в смайлики? Тогда у вас появился шанс стать интернет-грамотным человеком. Первый смайл (от англ. smile – улыбка) удивил пользователей сети ФИДО много лет назад. Последовательностями 🙂 и 🙁 воспользовались завсегдатаи чатов, чтобы передавать свое настроение. Как? А вы пробовали смотреть на строку, наклонив голову? Попробуйте! Непонятная последовательность знаков препинания становится рожицей, улыбающейся или хмурящейся в зависимости от того, какая скобка (закрывающая или открывающая) станет в конце строки после двоеточия. Сочетание»:-(пугает, а из комбинации :-* получается поцелуй. Зачем их применяют? В итернете с каждым днем все заметнее снижается интерес к текстам без смайликов. Усилится ли эмоциональность интернет-общения, если количество смайликов вырастет многократно, или это приведет к обратному эффекту – вопрос времени, но в любом случае смайлик как явление культуры уже невозможно отрицать. И у вас есть шанс заслужить всемирную известность – сочините новый смайлик, и он обеспечит вам признание и почет».
«Исчезнет ли грамотность в интернете?
Интернет появился в нашей жизни исподволь, незаметно. И удивил. Те, кто пробовали эту новинку, воспользовались раз-другой и… превратились в ее рабов. Компьютеры сегодня применяют все шире: на работе, в быту, на отдыхе. Без интернета – как без рук! Не получается ли, что человек становится заложником машины? Катастрофически снижается грамотность, порождая в сети «афтарофф» с «преведом». Одних учителей перспектива «криатифных» текстов пугает, других, напротив, интересует. Каким вырастет поколение наших детей? К чему приведет повальное увлечение нарочито искаженной речью? Мы надеемся, что рационально спланированная и реализуемая образовательная политика обеспечит устойчивое повышение уровня грамотности. Разумеется, влияние интернета в будущем только усилится, но он никогда не станет единственным фактором, формирующим грамотность».
Дополнительное упражнение для тех, кто не вполне понял слова «аффтар», «превед» и «криатифф».
Произнесите выделенные слова. Прислушайтесь к их звучанию. Запишите в соответствии с правилами (должно получиться: «автор», «привет», «креатив»). Сделайте фонетический разбор этих слов. Сравните транскрипцию с интернет-сленгом. Сделайте вывод о его сходстве с фонетическим письмом, активно обсуждаемым специалистами-филологами в рамках дискуссии о реформе русской письменности :-).
Текст, рожденный в творческих муках предыдущих упражнений, еще рано представлять читателям. Это всего лишь черновик, с которым предстоит много работать, прежде чем он приобретет стройность и завершенность. Но для этого существуют другие приемы.
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии