search
main
0

Не бойтесь быть первыми

Наталия УЛЬЯНОВА, заведующая детским садом №524: – Наш детский сад был открыт для детей Зеленограда в 1966 году. Сегодня в нем работают 9 групп, одна из них – группа кратковременного пребывания – «адаптационная» (для детей от 1,5 до 3 лет), группа для детей раннего возраста и 7 групп для детей дошкольного возраста. С 2008 года в ДОУ есть структурное подразделение «Семейный детский сад».

Большое внимание мы уделяем работе по физкультурно-оздоровительному направлению, а также развитию специальных музыкальных способностей на основе изучения музыки, пения, танцев и театрализации. Консультативную и коррекционную помощь детям, родителям и педагогам оказывают учитель-логопед и педагог-психолог.

Коллектив детского cада активно сотрудничает с родителями воспитанников, интересно проходят заседания «Семейного клуба».

Наши воспитанники регулярно принимают участие в окружных и городских выставках, спортивных олимпиадах, за участие в которых неоднократно были отмечены грамотами и дипломами.

Цель работы образовательного учреждения: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к обучению в школе.

Наталия СМАГИНА, учитель-логопед детского сада №524:

– Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занятия в занятие сухо проговаривать лексический материал, а вызвать у ребенка положительные эмоции, увлечь его, заинтересовать. Поэтому учитель-логопед постоянно находится в поиске увлекательных заданий на автоматизацию звука в речи, на развитие фонематических процессов.

Большую помощь в коррекции звукопроизношения могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходным (акустически и артикуляционно) звуком.

Чтобы работа над автоматизацией, дифференциацией звуков проходила более продуктивно, нужно превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Конечно, основная цель занятия – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений и поз. Здесь можно использовать схемы-символы артикуляционных упражнений, а также небольшие стихотворения или сказки с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционального фона, но и на длительность их выполнения. Например, выполняя упражнение «Грибочек» (ребенок должен присосать широкий язык к небу), ребенок должен удержать артикуляционную позу 10-15 секунд.

Чтобы помочь ребенку быстрее справиться с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, можно предложить ему модели артикуляции звуков. (Эта методика предложена доцентом СГПИ В.Акименко.)

Эти модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

В моделях артикуляции гласных звуков отражено положение губ и работа голосовых складок.

В моделях артикуляции согласных звуков дана характеристика звуков по основным признакам:

по месту артикуляции;

по наличию или отсутствию подъема спинки языка;

по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;

по месту резонирования.

Ребенок с первого показа запоминает модели, которые упрощенно повторяют артикуляцию губ, положение языка, работу голосовых складок. Эти модели служат хорошей наглядностью, а неся в себе характеристику звука, служат и подсказкой, зрительной опорой, разъясняющей, что надо делать.

Применение моделей звуков помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука. Например, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляции. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию непроизносимого звука. А если выполнить данные модели в цветном варианте, то это позволит ребенку быстрее разобраться с основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью, а также поможет сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи. Особенно продуктивно продвигаются занятия с моделями артикуляции по развитию звукопроизношения, фонематического восприятия с детьми-билингвистами. Опираясь на цветную модель артикуляции, которая показывает твердость-мягкость согласного, логопеду проще объяснить ребенку существенные расхождения между звуковыми системами русского и родного языков.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте, проводя работу по профилактике дисграфии и дислексии, помогают «звуковички». Они в игровой форме обучают детей соотносить артикуляцию гласного звука с его схематичным изображением, различать звонкие-глухие, твердые-мягкие согласные. С удовольствием дети играют в игру «Звуковые узоры». В этой игре отрабатываемые звуки соотносятся с определенным цветом (например, звук З – зеленый, звук С – синий цвет). Дети слушают слова, которые им называет логопед, выделяют в слове нужный звук (З или С), берут фишку определенного цвета и выкладывают узор на поле. Цель такой игры – развитие фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторики.

Для закрепления поставленных звуков, развития фонематического восприятия, расширения словарного запаса мы проводим игры «Кто первым придет к финишу», «Улитка», «Догони меня». В этих играх детям предлагаем бросать кубик и передвигать свои фишки по игровому полю, продвигаясь на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы, а также определяя место звука в слове.

В игре усвоение новых знаний происходит очень успешно, у ребенка снимаются комплексы, состояние неуверенности (не получается, и не буду).

Желание выполнить игровую задачу, как правило, становится достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.

Наталия ХОМЯКОВА, старший воспитатель детского сада №524:

– Непривычное словосочетание «семейный детский сад» стало известно в педагогических кругах всего пару лет назад, когда в рамках программы поддержки многодетных семей вышло постановление Правительства Москвы об открытии структурных подразделений «Семейный детский сад» при государственных дошкольных учреждениях. Наш детский сад №524 стал одним из первых, где идея воплотилась в жизнь. Первенство это отнюдь не случайно: Любовь Владимировна Слоква, мама восьмерых детей, давно мечтала организовать домашний детский сад для нескольких семей. С этим предложением она обращалась в различные инстанции системы образования. После выхода постановления желания и возможности совпали.

Первооткрывателями быть нелегко. Поначалу трудно было представить, как можно организовать взаимодействие сада и семьи в рамках новой формы дошкольного образования. Понадобилось время, чтобы понять потребности и оценить возможности каждой из сторон, согласовать формы взаимодействия. Каждое дошкольное учреждение пошло своим путем, отталкиваясь от желаний мамы-воспитателя. В нашем случае Любовь Владимировна не захотела приводить ребят на занятия в детский сад, каждого в свою возрастную группу. Ведь именно риск возможных заболеваний был причиной того, что старшие дети семьи Слоква не посещали детский сад. Имея такую большую семью, приходится думать о безопасности всех ее членов.

Для организации работы нового структурного подразделения была создана творческая группа, включающая администрацию учреждения, педагогов-специалистов и медицинский персонал. Решено было провести серию консультаций для мамы-воспитателя, познакомить ее с методической литературой, оказать помощь в организации занятий, составить примерный режим дня. А в учреждение воспитанников семейного детского сада приглашать на праздничные мероприятия, досуги. Консультации же специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) проводить по возможности на дому. Сложности в воспитательно-образовательном процессе семейного детского сада возникли из-за разновозрастной группы, поэтому особенно часто Любовь Владимировна консультируется со специалистами ДОУ по вопросам развития детей раннего возраста и подготовительной к школе группы. Старший из воспитанников семейного детского сада год назад уже пошел в школу. Его успехи в учебе подтверждают успешность взаимодействия детского сада и многодетной семьи.

Большую работу с мамой-воспитателем провели медицинские работники ДОУ по организации питания воспитанников. Они предоставили примерное двадцатидневное меню и список продуктов, технологические карты. Сложности возникли с тем, что все члены семьи соблюдают традиции православия и в пост не употребляют пищу животного происхождения. Однако Любовь Владимировна стремится максимально соответствовать требованиям к питанию дошкольников, вовремя сдает отчеты.

Поддержку новой форме дошкольного образования оказывают на всех уровнях. Так, организуя работу новых структурных подразделений, Департамент образования предложил многодетным мамам-воспитателям пройти курсы повышения квалификации на базе Московского института открытого образования. Год назад Любовь Владимировна успешно окончила эти курсы, после чего стремится претворять в жизнь полученные знания. На встрече с начальником Зеленоградского управления образования Анной Халевой Любовь Владимировна выступила со словами благодарности за предоставленную возможность обучения, общения с другими воспитателями семейных детских садов.

Лишь по прошествии некоторого времени мы поняли, какая замечательная многодетная семья присоединилась к коллективу детского сада. Активная жизненная позиция родителей, стремление сделать все для благополучия восьмерых детей, сохранение русских культурных традиций, культура общения и семейного воспитания – все это сняло вопросы, может ли мама справиться с ролью воспитателя. Любовь Владимировна не имеет педагогического образования, но роль матери стала главной в ее жизни. Она с радостью посвящает все свое время детям.

Помощь в воспитании младших братьев Любовь Владимировне оказывает старшая дочь Мария, студентка Московского гуманитарного педагогического института. Мария также стала членом нашего педагогического коллектива. Она проводит с ребятами музыкальные и физкультурные занятия, организует участие в окружных и городских мероприятиях, акциях.

Это еще одно достоинство семьи Слоква: их творческая жилка, их отзывчивость и инициативность. Они с радостью принимают участие во всевозможных выставках, конкурсах, концертах. Взрослые вместе со старшими детьми привлекают малышей к участию в представлениях семейного театра, созданию интересных работ. С театральной постановкой «Муха-Цокотуха» семейный театр Слоква выступал на окружном этапе конкурса семейных театров, где занял первое место, после чего принял участие в городском этапе и занял почетное третье место.

Дружная многодетная семья принимает активное участие в субботниках, проводимых в детском саду. Так, весной они посадили на территории учреждения 11 сосен по количеству членов семьи. И вдобавок разбили несколько замечательных клумб с яркими однолетними и многолетними растениями, проявив познания в садоводстве и ландшафтном дизайне.

Помимо младших детей Слоква семейный детский сад посещает девочка из другой многодетной семьи – Светлана. Ее мама-педагог без опаски доверяет воспитание своей дочери Любовь Владимировне. На встрече в Зеленоградском окружном управлении образования она не уставала расхваливать семью Слоква и педагогический талант мамы-воспитателя.

Совсем недавно состав семьи увеличился вновь – Слоквы удочерили двухлетнюю девочку из детского дома. Рая быстро осваивает все необходимые навыки, хотя вначале казалось, что понадобится много времени, так слаб и беспомощен был этот ребенок. Однако как только врачи проведут полный медицинский осмотр и оформят карту, она присоединится к остальным воспитанникам семейного детского сада.

Процесс воспитания в большой семье имеет свои особенности. И все же после знакомства с семьей Слоква кажется, что положительных моментов больше. Поэтому иногда хочется не навязывать свои взгляды и правила, а прислушаться к материнскому инстинкту мамы-«профессионала», позаимствовать ее безграничное терпение и всеобъемлющую любовь к детям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте