search
main
0

Не бойтесь будущего! Изменения творим мы сами

​Темами традиционного селекторного совещания «Профсоюзный час» в этот раз стали сходство и различия эффективного контракта и трудового договора, оплата труда и… его величество бал.

Не бойтесь будущего! Не бойтесь тех изменений, которое оно приносит нам. Помните о том, что эти изменения творим мы сами, – так начала встречу в Департаменте образования Москвы председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова.На совещании как раз и говорили об этих изменениях. Прежде всего об эффективном контракте. Ведь именно он определяет и требования к современному педагогу, и его обязанности, определяет его права и гарантии. Как любой трудовой договор, эффективный контракт прежде всего предполагает достижение баланса между требованиями, оплатой и предоставляемыми гарантиями. А здесь обязательно присутствуют две стороны – это работодатель и работник. И для профсоюзной организации есть здесь задачи, которые надо решать при подготовке, ведении эффективного контракта и при обеспечении соблюдения прав работников. Это и была сквозная тема селектора.- Само понятие «эффективный контракт», – напомнил руководитель автономной некоммерческой организации «Профзащита» Сергей Кандриков, – впервые было дано в распоряжении правительства №2190-р в ноябре 2012 года. Данным распоряжением как раз и были утверждены и примерная форма трудового договора, и программа реализации перехода на эффективный контракт.В чем же отличие эффективного контракта от трудового договора? Понятия «эффективный контракт» в Трудовом кодексе нет. Это понятие придумали специально, для того чтобы можно было конкретизировать то, что должно быть прописано в трудовом договоре. Это уже требования современного общества. Итак, эффективный контракт – это трудовой договор, где более четко прописаны трудовая функция работника, его должностные обязанности, условия оплаты, показатели критерия оценки эффективности, при достижении которых работнику предоставляются стимулирующие выплаты, а также меры социальной поддержки. Таким образом, эффективный контракт – это некий механизм увязки между работой, заработной платой и результатами педагогического работника.В 47-й статье Закона «Об образовании в РФ» прописано, что в должностные обязанности учителя помимо проведения уроков входит другая педагогическая работа, которая вытекает из его должностных обязанностей, – это методическая, организационная, подготовительная диагностическая деятельность. В 69-м приказе Министерства образования и науки РФ говорится, что учитель помимо выполнения всех этих обязанностей должен посещать методические советы, педагогические семинары, консультировать родителей и детей. Это тоже трудовая функция учителя. Для того чтобы правильно определить трудовую функцию, отметил Сергей Владимирович, говоря об эффективном контракте с учителем, который совместно с городским профсоюзом уже разработан, для того чтобы не возникало конфликтных ситуаций, необходимо все это четко прописать. И учитель, подписывая трудовой договор (эффективный контракт), видит, что именно входит в его функционал. Составив контракт в соответствии с требованиями законодательства и современными требованиями общества, работодатель избегает множества недоразумений.Будущее, считает Кандриков, за профстандартами. Для того чтобы трудовой договор стал эффективным контрактом, необходимо должностные обязанности, требования к учителю черпать именно из профстандарта. Но и тарифно-кваликационные справочники действуют полноценно. Как правильно перейти на эффективный контракт, чтобы не нарушить права работника?- Никакого нового трудового договора не потребуется, – разъяснил руководитель «Профзащиты», – он один, заключается при приеме на работу. И если человек не менял своих должностных обязанностей, то тот договор и остается. Речь идет о дополнительном соглашении к нему. В порядке 74-й статьи необходимо просто в письменной форме уведомить сотрудника не менее чем за два месяца о предстоящих изменениях условий труда, четко прописать в уведомлении, что меняется, фактически изложить эффективный контракт в письме. А дальше учитель либо соглашается подписать дополнительное соглашение к договору либо не подписывает. В этом случае он фактически не соглашается продолжить работу в новых условиях, ему обязаны в письменной форме предложить имеющиеся вакансии, как соответствующие квалификации, так и ниже оплачиваемой должности, и если он отказывается от продолжения работы с учетом новых требований, которые изложены в эффективном контракте, учитель будет уволен по пункту 7 статьи 77  части 1 Трудового кодекса с выплатой пособия в размере средней заработной платы за две недели. Но я думаю, этого не случится.- Об аспектах заключения трудовых договоров с педагогами и работниками образовательных организаций, – напомнила председатель городского профсоюза образования Марина Иванова, – мы совместно с «Профзащитой» писали в изданном в рамках проекта «Правовая азбука руководителя и председателя первичной профсоюзной организации» «Трудовом договоре». В этой книге освещаются ответы на вопросы об эффективном контракте, перечне необходимых документов, предъявляемых при приеме на работу, особенностях приема на работу иностранных граждан и прочие вопросы. Там есть и проект эффективного контракта, именно проект, потому что каждый руководитель может взглянуть на него по-разному. Мы в своем проекте пытались совместить и должностную инструкцию учителя, и подходы к формированию трудового договора. У руководителей образовательных учреждений может быть разная точка зрения, но взять его за канву они смогут. Если все будет оговорено в трудовом договоре, исчезнут очень многие вопросы. Но основная суть этой работы заключается не только в том, чтобы увеличить требования к учителю и его обязанностям, но прежде всего конкретизировать его права и гарантии, они там гораздо расширены, уточнить обязательства работодателя по отношению к учителю. На это надо обратить внимание.Эффективный контракт для учителя создан. Теперь «Профзащита» при поддержке городского Профсоюза образования работает над созданием эффективных контрактов для воспитателя, педагога дополнительного образования, заместителя директора. 1 февраля состоялось заседание рабочей группы, Марина Иванова определила сроки, согласно которым будут разрабатываться эти документы, работа началась.- Рекомендации по оплате труда, – продолжила тему заместитель заведующего экономико-аналитическим отделом МГО профсоюза Татьяна Фильчагина, – которые утверждены 40-м приказом, уже содержат условия, вполне приемлемые для эффективного контракта. Условия оплаты труда, все, включая размер должностного оклада, размер выплат компенсационного стимулирующего характера в обязательном порядке включаются в текст трудового договора. Несмотря на то что мы еще до конца не перешли на эффективный контракт, в части оплаты труда мы обязаны отражать все.Какие же условия оплаты труда должны быть оговорены в трудовом договоре и чему должны соответствовать? Необходимо, чтобы трудовой договор не противоречил коллективному договору, который заключен между председателем первичной профсоюзной организации и руководителем образовательного учреждения. Фонд оплаты труда состоит из трех частей. Базовая часть гарантирует установление должностного оклада, компенсационные выплаты производятся за условия, отклоняющиеся от нормальных, и стимулирующие выплаты, которые устанавливаются по результатам труда, показателям достижений эффективности. Должностной оклад указывается в трудовом договоре. А в положении об оплате труда должна быть фраза, что компенсационные выплаты не образуют новый должностной оклад или ставку и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. В трудовом договоре в обязательном порядке в части оплаты труда помимо должностного оклада должно указываться про компенсационные выплаты: наименование выплат, фактор, обуславливающий получение выплаты, и основание.В Департаменте образования Москвы на встречу с профсоюзом пришли и те, кто еще только начинает свою профессиональную деятельность. Молодые столичные учителя рассказали о том, какую роль в их жизни играют балы. Оказывается, огромную! На балах они не только приобщаются к культуре прошлого, но и учатся выстраивать отношения друг с другом. Уважительные, трепетные, романтичные. Это весьма помогает им в дальнейшем сотрудничестве с коллегами из других школ и часто приводит к рождению других совместных образовательных проектов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте