Из чего складывается карьера? Да из множества кирпичиков: будь то поступление в учебное заведение вслед за другом или подругой или свойство характера. Карьера – это не просто продвижение по служебной лестнице, это еще и собственное становление, взросление, включение себя в жизненное и общественное пространство. Но это уже глобальные цели, преследуемые проектом «Карьера», а при более близком рассмотрении он представляет собой «комплексное психологическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса, а также молодых рабочих, поступивших на предприятие». Реализуется проект на базах ПУ №25 и ПУ №42, а подготовлен при активном участии судостроительного завода «Адмиралтейские верфи» и Санкт-Петербургского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ГОУ ЦППРК).
Как рассказывает заместитель директора центра, руководитель проекта Евгения Фомина, сложная демографическая ситуация, резкое снижение престижа рабочей профессии привели к необходимости создания комплексной программы подготовки рабочих кадров. Частью этой программы и стал проект «Карьера». Уникальность его в том, что в рамках сотрудничества таких субъектов, как ЦППРК, общеобразовательные школы, ПУ и предприятия, выстраивается системная цепочка: школа – училище – предприятие. Принципов, на которых строится содержание проекта, два: автономность и системность.
– В понятие «автономность» включены три модуля: школа, профессиональное училище, предприятие. У каждого из модулей программа, решающая свою задачу. Для школы – это профориентация, помощь в определении возможностей ребят.
Для училища разработано несколько блоков: диагностический, адаптационный, коррекционно-профилактический, мотивационный. На первом этапе мы диагностируем ребенка, то есть выявляем личностные особенности, его профессиональную направленность. На втором этапе помогаем адаптироваться в новом учебном заведении тем, кто пришел после школы в ПУ. А тем, кто учится на 2-3-х курсах училища и уже ходит на практику на предприятие, помогаем вливаться во взрослый коллектив.
Коррекционно-профилактический блок подразумевает коррекцию личностных проблем и профилактику наркозависимости. Мотивационный – помощь ребятам в осознании правильности своего выбора.
Принцип системности говорит сам за себя: одна программа взаимосвязана с другой. Это позволяет двигаться вперед по нарастающей, тем самым увеличивая эффективность.
– Вы сказали, что взаимодействие со школами строится на профориентационной основе. Это реклама ПУ?
– Нет, мы работаем со всеми школами Адмиралтейского района, а в будущем планируем охватить все районы города, и наша программа не строится на презентации учебных заведений профессионального образования. Мы просто даем полную информацию о том, сколько возможностей открывается у учащихся при поступлении в то или иное училище. К примеру, «Адмиралтейские верфи» – унитарное, огромное предприятие, где стабильность заказов, и отсюда стабильность зарплат. Здесь есть даже собственный медицинский центр, социальный пакет, премиальные выплаты. К тому же ПУ – это только старт. Не все могут сразу после школы поступить в вуз, а через существующие системы «завод – втуз» у ребят есть шанс повысить свой профессиональный уровень.
– К чему нужно адаптировать ребенка при поступлении в ПУ?
– Переходя из школы в училище, ребенок резко меняет коллектив, что неизбежно вызывает сложности. При этом нельзя забывать, что период адаптации у каждого свой. Для того чтобы ребята сплачивались уже на первом курсе, их надо поддерживать. Мы проводим различные тренинги, прорабатываем ситуации. Это помогает ребятам переживать период адаптации менее болезненно.
– А при поступлении на предприятие в качестве молодых рабочих?
– Опять же встают проблемы включения себя во взрослый коллектив. Дело в том, что дети находятся в основном в женском коллективе, привыкают к нему. А в цехе – определенный микромир: шум, грязь, машины. Это всегда вызывает стресс. Во-вторых, на предприятии ребят встречает мужской мир, где с тобой не будут нянчиться. Здесь взрослые мужчины, которые делают план и зарабатывают деньги. Если ребенок попадает в бригаду, то на него спускается норма, и ее нужно выполнить. Не выполнишь – станешь обузой для бригады. Поэтому важно научить ребенка решать проблемы сотрудничеством, а не конфронтацией, научить сообщать о своих трудностях, просить помощи, если это необходимо. Наша задача: поддержать его при первых трудностях, объяснить, что они случаются у каждого.
– Если касаться нашей деятельности в профессиональных училищах, – продолжает разговор начальник психолого-педагогического отдела ЦППРК Руслана Комарова, – то первое, на что мы обращаем внимание, – повышенный уровень тревожности у ребят. Это заниженная самооценка, неуверенность в своих силах. Если не оказать психологической помощи в этот период, то пребывание в стенах училища превратится в отрабатывание проблем, накопленных в школе. Чаще всего в ПУ приходят дети, отбракованные школой, и очень важно вернуть им веру в себя, в свои возможности. Поэтому наша задача: показать, какие они замечательные, дорогие, любимые. На занятиях проигрываем с ними ситуации, где общение строится на позитиве, а не на негативе.
Не следует забывать, что программы проекта все-таки профориентационные. Важно помочь ребенку принять решение и от этого уже строить свою жизнь. Если он не осознает реальности выбора, то так и будет учиться, не вникая, ПУ – случайное событие в его жизни или нет. В ПУ №42, которое готовит кадры для Кировского завода, мы как-то с ребятами разбирали плюсы и минусы профессии. По диагностике виделось: не их это выбор, а родителей. И все-таки совершенно неожиданно дети озарились: мы учимся на мужской специальности! После училища будем многое уметь, станем более мужественны. Таким образом, они сами себе проложили дорогу к успешному обучению.
Еще один не менее серьезный момент мы учитываем при работе в профессиональном училище. За три года обучения детям, зачастую сложным, сжиться между собой непросто. Но межличностные отношения в этот период очень важны. Поэтому мы пытаемся сплотить их с первых дней обучения. Для ребят общение – ведущая деятельность, и они с удовольствием в нее включаются. В обычной ситуации многие не позволяют себе общаться, а в психогимнастике находят как бы разрешение на подобный процесс.
Конечно, эти вещи не предполагают моментального результата: положительные всходы дадут через время. Но отрадно то, что явные изменения наблюдают и коллективы ПУ, и коллективы предприятий, и, главное, сами ребята чувствуют себя не брошенными на произвол судьбы.
Санкт-Петербург
Комментарии