Виктору Шаталову, выдающемуся педагогу-новатору современности, принадлежит следующая фраза: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять». Но разве все это применимо только к ученикам? И неужели к самим учителям со стороны их начальников-работодателей отношение должно быть принципиально иным?
На самом деле тут сложно ответить однозначно. Ведь ребенок – человек, который только познает мир, учится всему, приобретает те или иные навыки, овладевает компетенциями. Сделать все это сразу начисто и набело невозможно, без ошибок тут никак не обойтись, и вообще учеба – тяжелый труд, путь по незнакомой местности, где вполне простительно спотыкаться и падать, главное – понимать, куда и зачем ты идешь, иметь мужество подняться и двигаться дальше. И, конечно же, очень важно, чтобы рядом был тот, кто показывает направление пути, мотивирует стремиться к цели, всегда подает руку упавшему и предостерегает от опасностей.
А вот учитель, сиречь проводник на этом пути, должен быть профессионалом, его ошибка стоит куда дороже, в первую очередь для тех, кого он ведет. Преподаватели любят говорить, мол, всегда надо иметь мужество сказать своим ученикам: «Я тоже многого не знаю и тоже могу ошибаться». Но не сможет завоевать авторитет у детей тот, кто на их вопросы то и дело честно (!) отвечает, что не в курсе, не помнит, не владеет информацией, забыл и т. д. Дети склонны тянуться к тем, кто знает все, даже если оно на самом деле и не так. И вообще, коль скоро обучение – это не приятная прогулка по тенистому парку, а сражение с неграмотностью, непросвещенностью, заблуждениями и некомпетентностью, в бою солдаты куда увереннее следуют за тем командиром, который всем своим видом вселяет в них уверенность в победе (даже если сам в глубине души и боится погибнуть).
Но давайте просто-напросто слегка изменим слова Шаталова, чтобы получилось так: «Рецепт успеха учителя прост: нужно верить в педагога и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, директору нужно очень четко все объяснять».
Разве это и в самом деле не является рецептом успеха для всех, кто работает в системе образования? Ведь огромное количество (если не подавляющее большинство) педагогов за последние годы оказались в состоянии перманентного стресса под гнетом жесточайшего давления, прежде всего со стороны своего начальства – от директора и выше. То, что на них постоянно «наезжают» ученики, родители, общественность и т. д., можно было бы пережить и перенести, если бы учителей защищали их собственные руководители. Но, увы, очень часто именно они в первую очередь готовы сдать своих сотрудников, отдать их на растерзание кровожадным правдотрясам, а то и уволить, чтобы избавиться от проблемы.
Учителям, увы, не верят те, кто ими руководит. Не верят и постоянно оценивают, стараясь найти, к чему бы придраться и прицепиться. Потому что, когда ты начальник и у тебя есть компромат на подчиненного, всегда можно обосновать, почему ты платишь ему меньше остальных. Очень просто, ведь тут у тебя слишком много неуспевающих, там твои дети неважно написали ВПР, а здесь на тебя жалобу накатали…
Так что же делать, чтобы помочь педагогу преодолеть страх оценки, страх отчуждения и осуждения? Может быть, технологию Шаталова можно все-таки использовать не только для обучения детей, но и в организации работы педагогических коллективов?
Иван ПОРТНОВ
Комментарии