Екатерина ХВОСТУНОВА, руководитель структурного подразделения Центра игровой поддержки развития ребенка прогимназии №1882, педагог-психолог, член экспертного совета совместного пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»:
Давайте спросим себя, что может быть важнее в жизни, чем вырастить из своего ребенка здорового, счастливого, успешного человека? Как строить доверительные отношения с ребенком, раскрыть в нем уникальные потенциальные возможности, развить индивидуальность? Работая с детьми, родителями, педагогами, психолог должен постараться побыть немного ребенком, суметь встать на место родителя, почувствовать трудности педагогов. Главное, работая с детьми, – не бойся, улыбайся, люби детей, помни об уникальности, непредсказуемости каждого ребенка. Наша работа с родителями – это прежде всего доброжелательность, такие жизненные правила, как: выслушай, пойми, поддержи и посочувствуй, постарайся помочь, не навреди, осторожно относись к советам. Я работаю в большом дружном и профессиональном коллективе, мы вместе преодолеваем трудности. Здесь главное – чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом.
Мы не часто задумываемся над тем, ради каких ценностей будет жить сегодняшний малыш, ребенок, подросток, юноша, в чем они найдут или уже нашли смысл своего существования. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, люди, умеющие творчески и логически мыслить. Только комплексный подход к воспитанию и развитию детей, только тесное сотрудничество педагога, психолога и родителей дают нам возможность воспитать неординарную личность, которая способна принимать нестандартные решения и умеет творчески мыслить.
Речевая культура – ценность каждого народа. Яркие обычаи, традиции, оригинальные творческие идеи, развивающиеся и воплощенные в речи, раскрываются в своем своеобразии для человека, владеющего иностранными языками. В наше время обучение языку стало неотъемлемой частью образования ребенка. Обучение иностранным языкам помогает детям ярче воспринимать окружающий их мир.
Существует множество противоречивых мнений по поводу того, когда, в каком возрасте лучше начинать обучение иностранному языку. Здесь мы можем говорить о том, что особенности памяти, восприятия человека, индивидуальные задатки и способности оказывают влияние на процесс освоения иностранных языков. Чувство языка присуще всем детям. Возраст, в котором ребенок восприимчив к иностранному языку, определяется индивидуальными особенностями ребенка. Прежде чем подвести ребенка к обучению иностранным языкам, нам необходимо проделать огромную подготовительную работу по коммуникативно-речевому развитию детей на родном языке.
Все заботливые мамы знают, как важно заниматься развитием малыша с первых месяцев его жизни. Ваш карапуз еще такой сладкий и крохотный, но уже сейчас у него закладываются самые необходимые для жизни навыки и умения, складываются такие качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, познавательная активность. Становление их требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В настоящее время у большинства детей раннее детство проходит в семье. Да, бесспорно, семейное воспитание действительно оптимально для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое отношение, индивидуальное общение – необходимые условия для нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют найти адекватные способы педагогического воздействия. Этот возрастной этап имеет существенную качественную специфику, поэтому психологическое сопровождение в нашем учреждении начинается именно с раннего возраста. Здесь основная задача психолога – возрастные и индивидуальные особенности детей, их самостоятельная активность и эмоциональный комфорт.
Начиная с раннего возраста мы предлагаем современный, индивидуальный психолого-педагогический подход к организации развивающих занятий в виде игровых сеансов в центре игровой поддержки, создали пространство для эмоционально-комфортного, свободного и продуктивного общения детей, родителей и педагогов. Для ребенка и мамы это интересное провождение времени. Он играет, творит, общается и, конечно, не догадывается, что веселые увлекательные занятия представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.
На каждом возрастном этапе существуют конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы как психолога, так и педагога. В раннем возрасте в первую очередь это развитие предметной деятельности, которая в этом возрасте становится ведущей, именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируется одно из главных психологических новообразований этого периода: речь. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех лет. Речь перестраивает все психические процессы ребенка – восприятие, мышление, память, чувства, желания, открывает возможности для совершенно новых форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно же, новых форм общения.
Одну из задач воспитания, которую мы решаем на этом этапе, да и на всех возрастных этапах жизни детей, – развитие активной, коммуникативной речи. Речь маленького ребенка возникает и первоначально развивается в общении со взрослым. Для этого мы не только постоянно разговариваем с ребенком, но и включаем его в диалог, создаем потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным образцам. Чтобы ребенок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставим перед ребенком мы, взрослые. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия – очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого-педагогическая задача, которая и решается в сотрудничестве педагога и психолога. Не стоит забывать и о развитии, совершенствовании понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Во второй половине раннего возраста появляется способность ребенка управлять своим поведением с помощью слова, возникает возможность регулировать поведение ребенка с помощью речи. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующем психолого-педагогическом сопровождении.
Факт влияния взрослого на полноценное развитие ребенка в последнее время установлен и общепризнан. Формирование практически всех способностей осуществляется в его взаимодействии со взрослыми и зависит от содержания общения. В первые годы жизни развитие ребенка происходит интенсивно, фактически каждые 2-3 месяца появляются новые способности и возможности малыша, здесь важная задача психологического сопровождения – контроль психического развития детей раннего возраста, а именно – психологическая диагностика и работа с родителями. В основание диагностики мы закладываем общение со взрослыми и предметную деятельность. Такой подход позволил нам по-новому взглянуть на ребенка, оценить его достижения по главным линиям его развития. При этом развитие моторики, сенсорной сферы, речи и других психических функций рассматривается в качестве средства общения и предметной деятельности. Осуществляется она сразу по нескольким направлениям, главные из которых – диагностика развития общения со взрослым, включающая выявление развития речи как средства общения; диагностика уровня развития предметной деятельности. Отличительная особенность методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, – их включенность в общение со взрослым. Мы выявляем и учитываем его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка становятся важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка.
Для успешного овладения иностранным языком в дошкольном возрасте дети должны быть физически и психологически готовы. Как правило, наступает такая готовность ребенка к четырем годам. Именно этот возрастной период характеризуется быстрым запоминанием материала, непосредственностью, естественностью общения и отсутствием языкового барьера. Ребенок, который не говорит, не в состоянии усваивать понятийную сторону речи. В игровом общении происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Чем выше уровень вербальных способностей ребенка, тем быстрее и эффективнее освоение иностранного языка. Этот процесс особенно эффективен при использовании адекватных возрасту ребенка подходов на базе его игровой деятельности. Обучение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности: уровень развития еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе игры, продуктивной и речевой деятельности. Самостоятельность у ребенка мы формируем постепенно, под руководством взрослого. При обучении детей мы используем приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование произвольного внимания, памяти, воображения. При обучении иностранному языку наших детей мы обращаем внимание на мотивацию изучения иностранного языка, коммуникативно-речевое развитие на родном языке, мы стараемся обеспечить условия для нормального развития психики и личности ребенка.
Центральные и определяющие фигуры в воспитании и развитии ребенка это, естественно, родители. Характер общения близких с ребенком, адекватность их воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям определяют как эмоциональное самочувствие ребенка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая работа с детьми, начиная с раннего возраста и до поступления ребенка в начальную школу нашей прогимназии, становится эффективной только при участии и активной включенности родителей. Мы проводим постоянную работу над повышением психологической и педагогической информированности, компетентности родителей и вовлечением их в педагогический процесс; организуем просвещение, консультирование и обучение родителей: раскрытие особенностей психологии ребенка и возрастных закономерностей его развития, коммуникативно-речевого развития детей на родном и иностранных языках. Мы осуществляем формирование адекватной родительской позиции. Психологическое сопровождение коммуникативно-речевого развития детей на родном языке, а в дальнейшем и на иностранных языках в нашем учреждении ведется с ориентацией на специфику возраста, интересы и возможности детей; с приоритетом развивающей, диагностической работы; в сотрудничестве с педагогами и родителями.
Комментарии