Может ли молодой педагог, только-только пришедший в школу, стать победителем Всероссийского конкурса? Может. Доказательство тому – учитель химии и биологии гимназии №631 Приморского района Станислава Захарова. Работая в школе всего второй год, она завоевала звание победителя Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2017 в номинации «Молодые учителя». Правда, как призналась Станислава Захарова, она не ожидала такой высокой оценки своей профессиональной деятельности, но горда тем, что оправдала доверие всех, поверивших в нее.
Ее путь в профессию пролегал через психологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Как пояснила молодой специалист, это не было случайностью. Во-первых, психология, как никакая другая область, может помочь при установлении контакта с детьми, а во-вторых, одной из основных дисциплин, преподаваемых на факультете психологии, была биология, которую девушка любила с детства. Поэтому, окончив бакалавриат и магистратуру и поступив в аспирантуру, Станислава Захарова прошла переподготовку по направлению «Биология». Вообще она считает, что ей повезло. Например, в том, что пришла работать в свою школу, к педагогам, учившим ее когда-то. При этом многие из них искренне удивились, поскольку их молодая коллега свое стремление стать педагогом долго скрывала. Как заметила Станислава Захарова, старшие товарищи во всем ее поддерживали, помогали как словом, так и делом, и особое участие во включении молодого специалиста в педагогическую семью проявила директор гимназии №631 Марина Клайдовна Топунова. К слову, сложности в восприятии девушки как педагога возникли не у опытных коллег и у детей, а у… родителей. Многие из них не могли поверить, что так молодо выглядит учительница их детей. Правда, их отношение меняется, когда начинается разговор по существу. Уже в беседе родители понимают, что с ними говорит не вчерашняя школьница, а взрослый человек, у которого есть своя позиция и свой взгляд на определенные вещи.Комфортнее всего, призналась Станислава Захарова, ей работать со старшеклассниками. Возможно, потому что здорово помогает психологическое образование, а возможно, потому что они еще не чувствуют возрастной пропасти между собой и учительницей и видят в ней современного человека, понимающего их интересы и принимающего их такими, какие они есть. Сегодня, конечно, поколение несколько иное, нежели 10-20 лет назад. Дети по-другому выглядят, у них свой сленговый жаргон, в котором не всякий способен разобраться. Это другая субкультура, однако, как убеждена Станислава Захарова, несмотря на то что все мы отличаемся друг от друга, базовые ценности все равно остаются и транслируются через родителей, через школу. Меняется только формат, в котором они могут проявиться. Нынешние дети – виртуалы, но если педагог освоит виртуальную среду, то ею можно активно пользоваться. – Мне, например, помогают социальные сети, – говорит Станислава Захарова. – Есть сайт, на котором мы с ребятами обсуждаем различные темы, проблемы, новости. Они сами часто предлагают ссылки на статьи, присылают анонсы выставок и т. д. Есть и видеоканал, куда я выкладываю видеоролики, с тем чтобы ребята могли что-то повторить, что-то восполнить, если пропустили. Мы общаемся не только в классе, но и в виртуальной среде, и я считаю это ценным.Конечно, установить контакт, тем более со старшеклассниками, непросто. Но, мне кажется, нужно просто быть искренним, и тогда все получится. Нужно, скажем, не бояться признаться, что чего-то не знаешь. Это, к слову, новая ступень для роста и шанс разобраться в вопросе вместе. У меня были ситуации, когда у ребят возникали сложные вопросы по теме. Так, один ребенок задал очень конкретный вопрос относительно недавнего исследования, касающегося ДНК. Я об исследовании не слышала, поэтому не стала ничего придумывать на ходу, а попросила дать мне время почитать об этом событии, чтобы обсудить потом тему вместе с ребенком. На мой взгляд, это очень важно – дать понять детям, что они тоже могут нас учить, потому что, когда мы строим с ними отношения, мы должны быть в диалоге, и дети должны понимать, что они тоже могут быть активными участниками этого диалога. Сегодняшние ребята, безусловно, полностью погружены в виртуальную среду, однако то, что они проявляют предметную заинтересованность даже во время интернет-серфинга, – это хороший показатель. Они не просто ищут веселые картинки или читают шутки, но и «бродят» по Сети с познавательной целью. И это задача учителя – так увлечь их материалом урока.Санкт-Петербург
Комментарии