Настоящим открытием для многих участников торжественных мероприятий, посвященных возрождению Лиги образования, стала питерская гимназия №56 и работа ее директора Майи Пильдес. Гимназия имеет на своем счету множество побед на самых престижных конкурсах. Например, в 2004 году она была признана «Лучшей школой России», а в 2006 году выиграла грант в рамках национального проекта «Образование», заняв в рейтинге 58 лучших образовательных учреждений Санкт-Петербурга первое место. Все секреты работы коллектива раскрыла сама Майя Борисовна.
Мы всегда рады, когда к нам приезжают гости. Московские коллеги, которые стали организаторами праздника возрождения Лиги образования, хорошо знают: я не умею говорить слово «нет» – и когда принимаю в школу детей, и когда общаюсь с родителями, и когда мне предлагают провести то или иное мероприятие. Я соглашаюсь с большим удовольствием, потому что все это приносит огромную пользу школе.
Идея
Наша гимназия – крупнейшее образовательное учреждение всего Северо-Запада России. Почему она такая большая? Опять-таки потому, что я не умею говорить «нет». Мне вместе с коллегами хочется предоставить качественное образование и воспитание максимальному числу потребителей. Я неплохо отношусь к словам «потребитель», «сфера обслуживания». Да, наши дети, их семьи потребляют нашу продукцию, все дело в том, какие услуги мы оказываем и какого качества. Нам хотелось решить задачу качественного образования. Но каким образом?
Наша школа находилась в старом здании и не могла разрастаться, вот почему появилась идея создания крупного образовательного комплекса. Но мало подать такое предложение, нужно еще выдвинуть педагогическую идею. Гимназия №56 идет по своей дороге, активно проповедуя теорию и практику педагогики успеха. Это наша главная идея. Сегодня часто говорят о мотивации, так вот у наших гимназистов очень высокая мотивация к обучению, мы не боремся с их недостатками, мы всегда показываем их достоинства. Это основа педагогики успеха, поскольку у всех – и у ребенка, и у учителя – каждый день что-то должно получаться. Аплодисменты, награды и многое другое люди должны получать при жизни, причем, при активной жизни, а не на пенсии.
Для того чтобы создать образовательный комплекс, безусловно, нужны были кадры. Не случайно на презентации Лиги образования столь много говорили о том, каким подготовленным, высококвалифицированным, профессиональным должен быть педагог. Гимназия №56 располагает великолепными педагогическими кадрами. У нас есть убежденность в том, что талантливого ученика может воспитать только талантливый учитель, умного – только умный, счастливого – только счастливый. В нашей гимназии работают светлые, яркие, влюбленные в свое дело люди. Это позволяет привлечь замечательных родителей и замечательных детей.
Чтобы коллектив работал хорошо, нужна еще и слаженная управленческая команда. Те директора, которые знакомы с нашей работой, знают, что у нас такая команда есть. Это дает нам возможность управлять огромным коллективом.
История
В 1992 году, когда мы создавали гимназию, всем был дан шанс реализовать что-то новое, свое. Кто-то этот шанс упустил, мы же воспользовались им «по полной программе». 90-е годы были временем, которое выбрало нас, которое выбрали мы сами. Тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев обожал образование, занимался им лично и помог нам построить новое красивое здание, в котором сегодня располагается старшая школа. Наша лодка не разбилась о быт.
Сегодня в нашей гимназии учатся 2500 ребят. Почему так много? В Петербурге нет микрорайонов, и родители отдают своих детей учиться туда, куда они хотят. Это, на наш взгляд, очень правильное решение. Мы добивались его, мы говорили, что лучшая оценка работы школы – наличие в ней учеников. Нам отдали еще два школьных здания: в одном не было начальных классов, а в другом учились всего 72 ученика. Как человек, умеющий считать деньги, я доказывала, что содержать такие бесперспективные школы для города нерационально, невыгодно. Таким образом, вместе с новым зданием у нас и сложился образовательный комплекс. Все это помогло решить такую важную для нашего города проблему, как работа в школе во вторую и даже в третью смену.
Сегодняшний день
Наш образовательный комплекс сегодня – это дошкольное отделение (детский сад), два здания начальной школы, средняя школа (5-7-е классы) и старшая школа с 8-го по 11-й класс.
Один из компонентов нашего комплекса – центр дополнительного образования. Сегодня в Санкт-Петербурге уже более 40 школ имеют такие центры, но мы были первопроходцами. Наверное, потому, что когда-то я начинала пионервожатой, потом работала в доме пионеров с моими теперешними помощниками, теперь сбылась наша мечта – соединили школу и бывший дом пионеров. Это идеальное сочетание, причем, все делается на бюджетные деньги. Единственное, в чем нам помогают родители, – это приобретение костюмов для выступлений, которые потом остаются в школе как своеобразный фонд. В центре дополнительного образования работают 92 коллектива и объединения. В них дети не только поют и танцуют, там есть компьютерный и спортивный клубы, ребята занимаются прикладным искусством и другими вещами.
Кроме того, у нас есть центр медико-психолого-социального сопровождения (кстати, он тоже был открыт первым в Российской Федерации), где работают 14 человек – психологи, социальные педагоги, логопеды и другие специалисты.
Каковы же результаты нашей работы, что мы получили в итоге реализации нашей педагогической идеи? Качественное образование доступно сегодня максимальному числу детей, заинтересованных в нашей школе. Конкурса на поступление нет, принимаем тех, кто приходит первым. Несколько зданий позволяют нам объединять детей по возрастным группам, и первоклассники в результате не сталкиваются с одиннадцатиклассниками. Это дает возможность создавать комфортную среду обучения, что для Петербурга является большим достижением. Это еще и возможность финансово-хозяйственной самостоятельности, содержания собственной бухгалтерии. У школы, где 2500 учеников, в условиях нормативного финансирования совсем другие возможности, чем у школы, где учатся всего 300 учеников.
У наших учителей есть возможности для профессионального роста. Учебно-методическое объединение учителей русского языка насчитывает почти 20 человек, учителей иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский) – 80 человек, математики – около 20 человек, историков – 14 человек. Педагоги имеют возможность повышать свою квалификацию непосредственно в гимназии, большое количество классов позволяют предоставлять им оптимальную, удобную нагрузку.
Статфакт
В гимназии работают 486 сотрудников, 342 педагога, 26 совместителей. Среди педагогов 45,2% имеют высшую категорию, один доктор наук, 8 кандидатов наук, один народный учитель РФ, 10 заслуженных учителей РФ, 57 почетных работников общего образования, 14 отличников просвещения, 7 победителей конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга», 4 победителя конкурса в номинации «Педагогические надежды».
Средний возраст педагогического работника приближается к 41 году.
За 12 лет выпускники школы получили 151 золотую и 221 серебряную медаль.
Нам удалось создать единое образовательное пространство, и мировой опыт говорит о том, что это оптимально. Каждой школе, расположенной в отдельном здании, дана самостоятельность (правда, там нет отдельных директоров, работают мои заместители), но, переходя из одного здания в другое, с одной ступени обучения на другую, ребенок понимает: он учится в одной и той же гимназии. В едином стиле выдержано не только оформление, но и подходы, требования, методики, технологии обучения.
Забота об учителе
Хотела бы учитель русского языка Майя Пильдес работать с таким директором, как Майя Пильдес? Хотела бы. Потому что я хотела бы работать с директором, для которого самое главное – забота о комфорте учителя. Когда я была завучем, ко мне приходили проверяющие и спрашивали: «Вы под кого составляете расписание – под детей или под учителя?». Видимо, они ждали, что я отвечу: «Под детей!». Расписание нужно составлять под учителя. Хочет он к третьему уроку прийти, пусть приходит. Хочет на четвертом уроке пообедать – пожалуйста. Очень важно, чтобы у педагогов было хорошее настроение, чтобы учитель пришел в чистый класс, где удобное оборудование. Поэтому я всегда удовлетворяла все просьбы учителей, чтобы они хорошо работали. Я слежу за тем, как одеты мои учителя, в какой театр они ходят, как они питаются.
Когда однажды в нашей гимназии был Шалва Амонашвили, он сказал: «Я понял, у вас все не благодаря, а вопреки!». Я думаю, каждая успешная школа становится успешной именно не благодаря, а вопреки. Вопреки каким-то установившимся законам, вопреки неправильным решениям. Нам приходится многое нарушать. У нас в школе работает парикмахер, маникюрша, и никакой арендной платы я с них не беру. Я понимаю, что так нельзя, но делаю, потому что тогда все эти прически, маникюр обходятся моим учительницам дешевле. Говорят: «Торговым агентам в школу вход запрещен!». Я говорю: «Пожалуйста, торговые агенты, приходите. Особенно если вы принесете костюмы из Белоруссии, вам будет «зеленая улица», поскольку это недорого и симпатично!».
Если бы обо мне так заботились, может быть, я и не стала бы директором, работала учителем и наслаждалась своей работой. Мне всегда хотелось сделать для моих учителей то, что не сделали или не доделали для меня. Поэтому я 11 лет работала завучем и вот уже 17 лет занимаю пост директора школы.
Чтобы быть интересными, учителям нужно заниматься еще чем-то для души. Выпускники Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Александр Гейнц, руководитель школьной видеостудии, и Сергей Данилин, мой первый заместитель, заслуженный учитель РФ – авторы и исполнители бардовской песни. Есть и другие педагоги, у которых интересные увлечения. Для меня нет вопроса: хотите поехать на Грушинский фестиваль – пожалуйста, хотите зимой съездить в Самару – ради Бога. Мы пересмотрим любой график, мы перенесем какое-то дело, но люди должны себя реализовывать. Вот поэтому, наверное, у нас в школе работают 50 мужчин.
Проблемы
Я никогда не встречала учителя-лентяя, который стал бы лучше от того, что я посетила его урок. Почти за сорок лет работы я не встретила учителя, который стал бы образованнее, читал бы книжки, ходил бы чаще в театр от того, что я контролирую планы его уроков. Но я точно знаю, что бесконечной селекцией в самом высоком смысле этого слова можно подобрать хороший коллектив. Иногда, правда, я педагогов увольняю. Недавно уволила учителя математики, который прекрасно знал свой предмет. Но он не пустил без родителей на урок ученика, который ему нагрубил. В нашей школе это редкость. Завуч ему объяснял, что так поступать нельзя, но учитель стоял на своем. В 9 утра на следующий день в класс уже вошел другой педагог, который сейчас хорошо ладит с детьми. Надо понимать, что если произошел конфликт между учеником и учителем или классом и учителем, то виноват учитель. Взрослый человек не имеет права упиваться конфликтом с детьми. Учитель защищен по справедливости, а кто будет защищать детей от педагогической агрессии?
Праздники
У нас есть целая система праздников успеха – ученического и педагогического. Наше «тотемное» животное – бобер, который отличается трудолюбием. Отличникам вручается премия «Золотой бобер», а учителя, подготовившие победителей олимпиад городского уровня, получают премию «Зеркальный бобер», потому что ученик и учитель, как в зеркале, отражаются друг в друге.
Ежегодно в День учителя в гимназии проходит церемония вручения премии имени Пильдес, есть премии имени всех руководителей, всех завучей нашей школы. Мы готовим маленькие призы. Еще один праздник успеха называется «Достояние года», он всегда проводится в лучшем зале города – в большом концертном зале «Октябрьский». Там мы награждаем не конкретного человека, а проект: лучший кабинет, лучший выпуск журнала, книги и так далее. Все это, как мы считаем, «Достояние года».
В Юсуповском дворце мы ежегодно в конце мая проводим свой педагогический «Оскар» – праздник «Звездный час». В течение месяца учителя заполняют специальные анкеты, а затем администрация школы определяет, кто же из заявленных претендентов достоин победы в номинации «Белый аист», «Алмазный мегафон», «Имидж» и так далее. На празднике, как положено, вскрываются конверты, вручаются призы из хрусталя. У некоторых учителей за все эти годы «выросли» небольшие хрустальные горы.
О своих победах мы без устали напоминаем детям, потому что они должны знать, в каком замечательном учебном заведении учатся. Каждый день в 8 часов 50 минут в каждом школьном здании, кроме детсадовского, звучит песня «Школа школ – лучшая из школ», написанная моим первым заместителем Сергеем Даниловым к конкурсу 2004 года.
Не надо думать, что все гладко и спокойно. Я всегда недовольна, мне заставляю себя и других жить так, чтобы «не замыливался глаз», чтобы мы видели недостатки. Сегодня гимназия №56 – это первый ресурсный центр городского уровня, каждый четверг мы принимаем по тем или иным направлениям работы семинары и конференции.
Нынче часто говорят, что педагогам и школам нужно влиять на государственную образовательную политику. Можно влиять, но только своей работой. Не нужно искать меценатов и спонсоров, они найдут тебя сами. Если образовательное учреждение работает качественно, они появятся и сами предложат свою помощь.
Перед нами открываются многие двери, потому что авторитет гимназии высок.
Комментарии