Учитель года. Конкурс? Звание? Для меня это встреча. Так бывает: идёшь по своим обычным делам – дом, работа – и вдруг между работой и домом встречаешь людей. Они так же спешили: кто-то домой, кто-то на работу, но оказалось, что все вместе мы спешим к своим детям, к тем, которых мы уже никогда не догоним – они всегда будут впереди нас.
Осень – время, когда конкурс \”Учитель года\” приносит свои плоды, а дети – это весна, когда всё только начинается, когда жизнь вступает в свои права, когда цветы, радость, влюблённость, неуёмная жажда быть, время смелых обещаний и дерзновенных поступков. И мы тоже, как дети, в попытке их догнать сделали весенний шаг и вступили в бурный поток конкурса \”Учитель года\”.
В этом году Тюменская область проводила конкурс \”Педагог года\”, в котором участвовали воспитатели детских садов, школьные психологи, мастера производственного обучения и любимые учителя.
Первый день. Те, кто были конкурсантами, и те, кто будут, приветствовали друг друга. Год за годом слагались, как строчки стихов… Мы выходили, и каждый учитель года, \”не мысля гордый свет забавить, вниманье дружбы возлюбя\”, читал для себя сокровенное и ждал начала уроков, \”полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных, небрежный плод\” учительских и детских забав. Все подавали звонок, и я тоже прозвенел в колокольчик… Уроки начались. Биология. Математика. Окружающий мир. Русский язык. Английский. Все волнуются. Переживают. И только дети радуются, и те, кто, как дети, пришли на досуге в школу. Свободное время. После уроков можно было пригласить самую красивую учительницу на прогулку по вечерней Тюмени: улицы, набережная, кафе. Беседы, шептания, возгласы, шутки, смех… И это хорошо.
Второй день. Сначала сам информатик в компьютерном классе, потом в школу к Станиславу Николаевичу Жданову, учителю Новотарманской школы Тюменской области, на урок информатики, где можно было просто восхищаться его добротой, мужественностью: такие люди, такие мужчины нужны школе – думающие профессионалы и мастера.
Сразу после этого очень эмоциональный, восхитительный урок истории Андрея Дмитриевича Исаева, учителя восьмой школы города Тюмени, с его удивительными загадками: «Что в чёрном ящике? Что такое “шишак”? Что написано в письме? Как исправить ошибки Винни-Пуха? Как сложить обрывки карты после урагана? В чём искусство на Куликовом поле? О чём послание в капсуле времени? Кто выиграет аукцион?» Всем “пять” и возможность видеть чудо на английском, географии, математике, обществознании.
На обществознании класс не вмещал всю публику: любопытные сидели на стульях вдоль стены, в проходе, стояли в дверях, смотрели сквозь распахнутные двери, снимали видео, фото, старались запечатлеть каждое мгновение в своей памяти. А впечатлений хватало: урок Жаслана Кикпаевича Омарова, учителя Сорокинской школы Тюменской области, был похож на танец, красивый, музыкальный, с множеством гостей, с приглашённой домристкой, с разноцветными куклами. И это хорошо.
Третий день. Мечты о физике, чтении, окружающем мире, истории и долгожданной мировой художественной культуре остались мечтами. Время надо проводить и со своими детьми, занимаясь программированием, логикой, немецким языком. О воплощённых мечтах напишут другие. И это хорошо.
Четвёртый день. Пока утром другие дают мастер-классы на сцене, мне проводить свой в кабинете триста четыре. Зато потом я успеваю приехать и увидеть хорошего друга, прекрасного музыканта, удивительного учителя и артистичного ведущего Артура Викторовича Зарубу, рассказывающего, как писать стихи, пока другие пишут решение педагогического совета. А перед ним пятёрка тех, кого избрали жюри и кого вежливо пропустили вперёд мудрые коллеги:
Дупленский Станислав Викторович, учитель английского языка лицея города Тобольска,
Исаев Андрей Дмитриевич, учитель истории школы №8 города Тюмени,
Кучера Александр Михайлович, учитель географии Карасульской школы Ишимского района Тюменской области,
Смолина Ольга Олеговна, учитель мировой художественной культуры Голышмановской школы №1 Голышмановского района Тюменской области,
Витнова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов школы имени Декабристов города Ялуторовска.
Одним теперь радоваться общению друг с другом, создавая с детьми в тиши лучшие педагогические проекты, а другим нести бремя славы и прямо на сцене разработать и представить педагогический проект. Все в напряжении. Мне самому спешить на карусель, где с ребятами решать задачи из прочитанного журнала. В этом напряжении и спешке вдруг в душе у меня звучит: “Как хорошо любить читать!” Идеи о вдумчивом читателе в моей голове перемежаются с читателем влюблённым, потом возникает влюблённый писатель, оба они влюблены в одну и ту же – в книгу, которая шепчет своими страницами и тому, и другому. Воспитать вдумчивого читателя. В проекте может быть вдумчивый читатель, а в жизни любовь к литературе, к слову, к поэзии. Иван Васильевич Каинов, председатель Всероссийского совета молодых педагогов, задаёт последний вопрос, и пятеро, ожидающих результатов, читают наизусть стихи и прозу. И самому Ивану Васильевичу никуда не деться и тоже придётся прочесть так, как только он может прочесть наизусть. Испытания позади. Вечер завершается традиционным концертом, где блистают Олег Геннадьевич Парамонов и Артур Викторович Заруба. И это хорошо.
Пятый день. Имя победителя названо – учитель английского языка тобольского лицея Станислав Дупленский. Пеликан Тюменской области волею судей перелетает в Тобольск, а каждый из нас волею судьбы остаётся пеликаном, чтобы на своём месте и в своё время отдавать сердце детям. И это хорошо.
Дмитрий Новиков, учитель года Тюменской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии