search
main
0

Назвался профсоюзом – отвечай за все

С 1992 года Закон РФ «Об образовании» предусматривает реализацию принципа государственно-общественного управления образованием. Однако до его практического воплощения дело так не доходило. Первый шаг в данном направлении сделан в ходе реализации национального проекта. Существенным моментом в проведении всех конкурсных процедур стало участие общественных организаций. В разных регионах их набор был разным – методические объединения учителей, попечительские советы школ, ассоциации работодателей, выпускников и родителей. Но профсоюзные учительские организации оказались той «константой», которая была представлена во всех регионах. Надо отметить, что участием в отборе лучших учителей и школ роль Профсоюза работников народного образования и науки в реализации национального проекта не ограничивалась. Повсеместно профсоюзные лидеры участвовали в подготовке нормативно-правовой базы, контролировали ход реализации нацпроекта, а порой и исправляли ошибки власти.

Классное руководство

С 1 января 2006 года педагоги общеобразовательных школ стали получать из федерального бюджета доплаты за классное руководство. Проблемы начались с самого начала. Тысячу рублей, обещанную президентом, правительство решило платить не всем учителям, а только тем, кто работает в полнокомплектных классах, совершенно «забыв» о том, что огромное число российских педагогов трудятся в сельских школах, где 25 учеников в классе – явление весьма редкое.

Благодаря принципиальной позиции профсоюза и его лидера Галины МЕРКУЛОВОЙ удалось добиться того, чтобы при выплате вознаграждения была установлена дифференциация: в городе учителя получают 1000 рублей при наполняемости класса 25 человек, а в селе – 14. Кроме того, предусмотрено, что в классах с меньшей наполняемостью размер вознаграждения снижается пропорционально численности учеников. Когда субсидии начали поступать в регионы, выяснилось, что денег, предусмотренных в федеральном бюджете, на всех не хватает. С первых дней профсоюз активно участвовал в оперативном мониторинге выплат педагогам. Во многом благодаря этому удалось обосновать необходимость увеличения средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели. Сумма прибавки составила более 3 миллиардов рублей.

Правительство решило сэкономить не только на сельских учителях. Классным руководителям, работающим в коррекционных и вечерних школах, кадетских корпусах, школах-интернатах для детей-сирот и некоторых других учреждениях образования, доплаты вообще не были предусмотрены. В отдельных регионах, например, в Пермском крае, по предложению профсоюза вознаграждение за классное руководство педагогам стали выплачивать за счет собственных средств муниципальных образований. Однако в масштабах страны это проблемы не решало. Почти полгода профсоюз трубил о том, что перечень образовательных учреждений необоснованно сокращен, пока наконец не достучался до президента. После публичного телевизионного диалога между Владимиром Путиным и министром Андреем Фурсенко справедливость была восстановлена: правительство расширило перечень, в результате чего право на вознаграждение за классное руководство получили еще 59 тысяч учителей. Недополученные с 1 января деньги педагогам предполагается постепенно возместить.

Отбор лучших

Ход реализации нацпроекта в регионах контролировали территориальные организации профсоюза, они активно участвовали и в подготовке нормативно-правовой базы, и в отборе лучших учителей и школ. Например, в Марий Эл республиканский комитет профсоюза еще в ноябре 2005 года провел «круглый стол», чтобы обсудить предложенные критерии отбора конкурсантов.

– Нам было очень важно сверить свое восприятие, свою оценку с мнением педагогов-практиков, учителей-новаторов, опытных управленцев, родителей, – говорит председатель рескома Людмила ПУРТОВА. – Отрадно, что наши оценки совпали: основным показателем работы школы и учителя должна быть результативность, общественная активность и успеваемость учеников. Большинство поправок, внесенных участниками встречи в проекты критериев отбора конкурсантов, нашли в дальнейшем свое отражение в итоговых нормативных документах.

Практически повсеместно профсоюзные лидеры входили в региональные советы по реализации национальных проектов, рабочие группы, конкурсные и экспертные комиссии. Причем именно на них подчас ложился основной груз. Так, например, в Ростовской области желание участвовать в реализации нацпроекта изъявили 15 общественных организаций, которые в общей сложности делегировали в состав экспертной комиссии по отбору лучших школ 89 человек. Однако нерешенность проблемы освобождения экспертов от их основной работы привела к тому, что реально конкурсные материалы оценивал 51 человек, и 12 из них представляли областную организацию профсоюза. Объем работы, выполненный профсоюзными экспертами, был наибольшим (178 заключений из 534).

Во многих регионах власти установили дополнительные гранты для школ и учителей. И здесь, конечно, не обошлось без участия профсоюзных организаций. Например, администрация Смоленской области, пойдя навстречу предложению обкома профсоюза, учредила свои премии участникам конкурсов: каждая из 19 школ-победителей кроме миллиона рублей из федерального бюджета получит по 100 тысяч рублей из областного. А для 25 учителей, принявших участие в конкурсе, но не вошедших в число обладателей президентского гранта, учреждены губернаторские премии в размере 25 тысяч рублей. Большинство глав администраций районов и городов тоже откликнулись на совместную просьбу профсоюза и областного Департамента по образованию, науке и молодежной политике принять участие в софинансировании национального проекта, выделив средства на поощрительные премии учителям. А в Смоленске готовы разработать Положение о конкурсе на лучшего учителя в этом учебном году. В результате все претенденты будут награждены.

В Красноярском крае также приняты решения о поддержке лучших учителей и школ, претендовавших на президентские премии и гранты, но не вошедших в число победителей. Так, 260 педагогов получат по ноутбуку, а 10 образовательных учреждений (5 городских и 5 сельских) – компьютерные классы.

Председатель Орловского обкома профсоюза Николай МЕРКУЛОВ предложил расширить перечень учебных заведений и провести конкурсный отбор среди работников школ-интернатов, специальных коррекционных образовательных учреждений, детских садов, училищ и техникумов. Предложение поддержали губернатор Егор Строев и Управление образования области. Согласно указу губернатора в сентябре будут определены 20 педагогов, которые получат премию в размере 20 тысяч рублей, и 10 учреждений образования, которым вручат 200 тысяч рублей на инновационное развитие.

В Кемеровской области в рамках национального проекта с января по август 2006 года было проведено около 260 муниципальных конкурсов, в том числе среди школ и детских садов, для подростков и молодежи, конкурсов здоровья.

– Особо необходимо отметить те муниципалитеты, которые основали свои конкурсы для поддержки талантливых педагогов, – говорит лидер областной организации профсоюза Николай КИРЮШИН. – В Беловском районе учреждены конкурсы «Лучшая школа района» (победителю вручается денежный грант в размере 100 тысяч рублей), «10 лучших педагогов района» (каждый получает премию главы администрации в размере 10 тысяч рублей). В Кемеровском районе учреждена премия имени почетного жителя Д.И.Мостовщикова для поощрения руководителей образовательных учреждений, достигших наиболее значимых успехов. Ежегодно присуждается три премии – директору вручается 30 тысяч рублей, заместителям директора по УВР и ВР – по 10 тысяч рублей каждому.

В г.Березовский денежными грантами награждены 10 педагогов – участников муниципального конкурса «За особые успехи в педагогической деятельности», 7 участников муниципальных конкурсов «Учитель-исследователь», «Самый классный классный». Целый ряд конкурсов, направленных на стимулирование творчества и поддержку педагогов, проводился в Междуреченске: «Мастер педагогического труда», «Лучший руководитель по социальному партнерству» и другие. Глава Таштагольского района учредил ежегодные премии для 10 лучших учителей района.

В Краснодарском крае утверждены гранты для учителей, чьи дети показали высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах, а также при сдаче единого государственного экзамена. Около 600 педагогов – участников конкурса на муниципальном уровне – по решению глав городов и районов поощрены премиями от 10 тысяч рублей. Более 200 учителей были награждены бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, в рамках софинансирования направлений нацпроекта, связанных с переоснащением учебно-лабораторной базы, информатизацией и школьными автобусами, из краевого бюджета выделено более 133 миллионов рублей. «Таким образом, – констатирует председатель крайкома профсоюза Людмила ЦЕЙ, – учитывая федеральные средства, в этом году свыше 95% школ края получат по одному и более современных учебных кабинетов, 80% учеников, нуждающихся в подвозе, будут обеспечены школьными автобусами, а 73% основных и средних школ получат широкополосный доступ к интернету».

Что дальше?

К сожалению, пока за бортом национального проекта осталась огромная армия работников дополнительного, начального и среднего профессионального образования, не говоря уже о воспитателях детских садов, получающих самые мизерные зарплаты. ЦК профсоюза подготовил свои предложения по их включению в нацпроект, многие из которых нашли отражение в рекомендациях, принятых по итогам июльских парламентских слушаний в Государственной Думе.

По мнению профсоюза, национальный проект необходимо дополнить еще одним направлением для повышения уровня социальной поддержки работников дошкольных учреждений. В частности, профсоюз предлагает снизить для воспитателей детских садов, работающих в группах общего назначения, норму часов педагогической работы за ставку до 30, установить им отпуск продолжительностью 56 календарных дней, восстановить для заведующих ДОУ право на досрочное назначение трудовой пенсии, выплачивать воспитателям 50-процентную надбавку за работу с родителями, выделять не менее 10% планового фонда оплаты труда на премирование сотрудников дошкольных учреждений за снижение заболеваемости детей.

Послесловие

Профсоюз убежден, что, реализуя национальные проекты, одновременно нужно находить в государстве резервы для существенного повышения зарплаты всем работникам образования. Гранты учителям, инновационным школам, вознаграждение классным руководителям, создание национальных университетов – вещи нужные и полезные. Но одноразовые выплаты, пусть даже очень солидные, острых проблем в жизни всего учительства не решают. Только достойная оплата нелегкого педагогического труда сможет повлиять на реальное улучшение качества образования, сделает профессию престижной, удержит в отрасли талантливую молодежь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте