Огромное спасибо директору сочинского лицея А.Джаримову за письмо («Умом реформы не понять»). Оценивая ситуацию в образовании в целом, он назвал вещи своими именами, как учил когда-то Маршак: «…назовем-ка мы кошку кошкой». Очень точно сказано о лавине наукообразного и часто безграмотного бумаготворчества. От нас уже требовали «выразить качественные характеристики через количественные показатели». Общий диагноз невменяемости «административного ресурса» можно уточнить – чиновников высокого ранга одолевают галлюцинации. А иначе почему они говорят, что молодежь-де просто не пускают работать в школу из-за засилья учителей-пенсионеров?
А.Джаримов верно пишет, что сегодня даже классного руководителя-профессионала не найти. В одной из школ (кажется, в Брянской области) нашли выход – подключили Совет отцов, и теперь в каждом классе на последней парте сидит мужчина. Результаты есть! Дети перестали материться, приходят в школу одетыми, как на урок, а не как на дискотеку, по-джентльменски общаются с учительницами. Вообразите только, как десятки тысяч мужчин – от станков и кульманов, от тракторов и комбайнов, от компьютеров и синхрофазотронов – направляются к десяткам тысяч последних парт в российских школах…
Но хватит о частностях. Давно пора вспомнить прекрасную методическую рекомендацию человека, выросшего в семье педагога и не понаслышке знакомого с системой образования: «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя натыкаться на эти общие вопросы». Вы уже узнали автора? Правильно: ПСС, том 15, стр. 368.
Две наиболее общие проблемы, неразрывно связанные друг с другом, с поистине шекспировской силой отразились в реплике, которую одна энергичная мамаша бросила в лицо учительнице: «Да что с вами вообще разговаривать? Вашей зарплаты мне хватит разве что на туалетную бумагу!..» Вот они, эти общие проблемы: престиж учительской профессии и унизительно смехотворная зарплата.
Конечно, упомянутая мамаша не читала документа «О положении учителей», принятого межправительственной конференцией при ООН в октябре 1966 года: «…Среди различных факторов, влияющих на положение учителей, особое внимание должно уделяться заработной плате, поскольку в современных условиях положение в обществе, уважение к профессии зависят от экономического положения». Но, видно, нынешние реформаторы школы не читали этого документа. Безоглядно ориентируя свои реформы на американскую модель, они исключают из нее всего один фактор – достойную оплату труда учителя. В результате в сводке Федеральной службы госстатистики о среднемесячной заработной плате учителя занимают предпоследнюю, 16-ю строку из расположенных «по нисходящей» семнадцати…
…В последнее время довольно часто стали вспоминать высказывание императора Александра III о том, что у России всего два союзника: ее армия и флот. Нынче, в эпоху рыночных отношений, всеобщей конкуренции и многополярного мира, образная формулировка Александра Александровича становится особо актуальной. И именно теперь школа – как единственный социальный институт, через который согласно закону проходит каждый гражданин России, – могла бы стать третьим союзником в деле укрепления внутреннего единства и могущества страны. Могла бы – при подлинно государственном подходе, а не при подходах региональных или муниципальных. А пока… Пока треть школ страны (где учатся 7 миллионов детей) нуждается в капитальном ремонте, пока в 28 процентах школ нет водопровода, пока зарплата учителя от региона к региону отличается в разы, о какой единой России, о какой справедливой России можно вообще говорить?
Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область
Комментарии