search
main
0

Назад, в девяностые. «Все повторяется, только на круге другом…»

Одним из самых важных из обязательных условий трудового договора, как известно, являются условия оплаты труда. Казалось бы, в основном это касается его размера, поэтому главное в деятельности профсоюза – добиваться достойной зарплаты, а все остальное регулируется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами. Однако события последних 25 лет свидетельствуют о том, что это далеко не единственное, чем приходилось и приходится заниматься Забайкальской краевой организации, решая проблемы оплаты труда.

​Нелегким испытанием для учительства страны стали 90‑е годы. В Читинской области (ныне – Забайкальском крае) задержка заработной платы учителям была едва ли не самой длительной и достигала порой 5-6 месяцев. Именно это время показало необходимость координации поначалу разрозненных акций в защиту прав педагогов на своевременную оплату труда. Массовое забастовочное движение работников образования, коллективные действия в виде митингов, пикетов в рамках как всероссийских, так и региональных акций закалили и укрепили областную организацию профсоюза. Региональные власти вынуждены были идти на диалог с профсоюзом под угрозой очередной акции. Решением главы администрации области при финуправлении даже была создана комиссия с участием представителя областной организации профсоюза образования, которая ежедневно проверяла, сколько средств поступило в доходную часть бюджета, и принимала решение об их распределении. Но, к сожалению, на региональном уровне в условиях глубокого экономического кризиса трудно было добиться радикальных результатов, исключающих задержки заработной платы. Проблема для работников общеобразовательных учреждений была решена только с принятием федерального закона №123‑ФЗ, в соответствии с которым была предусмотрена ответственность органов государственной власти субъектов РФ за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях и определен соответствующий порядок финансового обеспечения этих гарантий в рамках межбюджетных отношений. С января 2005 года зарплата работникам школ стала выплачиваться своевременно. Для педагогов дошкольных учреждений эта проблема в нашем регионе была решена только в 2013 году, когда был установлен аналогичный порядок финансирования детских садов.

Следующий виток проблем был связан с реформированием системы оплаты труда работников образования. В нашем регионе введение НСОТ проходило не одновременно во всех учреждениях, если говорить о сроках, и не одинаково, если говорить о методике.

Первопроходцами стали образовательные учреждения Агинского Бурятского автономного округа (тогда округ был самостоятельным субъектом РФ), в которых с 1 сентября 2007 года была введена модельная методика. С 1 сентября 2008 года начался эксперимент в 30 школах Читинской области по разработанной методике на основе должностных окладов. В сопровождении этого эксперимента непосредственное участие принимали специалисты крайкома профсоюза. Были подготовлены рекомендации по внесению изменений в коллективные договоры. За два года крайком провел три семинара для руководителей и председателей профсоюзных организаций, два круглых стола.

В 2010 году Министерством образования Забайкальского края было утверждено Примерное положение об оплате труда работников образовательных учреждений на основе вилок окладов по всем категориям работников. Это посчитали новой системой оплаты труда, хотя практически она ничем не отличалась от ЕТС, так как вилки окладов были установлены в диапазоне разрядов единой тарифной сетки. С сентября 2011 года краевое министерство попыталось в спешном порядке внедрить во всех образовательных учреждениях края модельную методику. И только после вмешательства крайкома профсоюза процесс удалось частично приостановить вплоть до принятия в апреле 2013 года нового закона «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края». К этому времени в рамках регионального трехстороннего соглашения нормативные правовые акты, затрагивающие интересы работников, начали разрабатываться и приниматься с учетом мнения профсоюзов. Крайкому профсоюза удалось убедить профильные министерства в необоснованности существования в крае различных принципов формирования систем оплаты труда. В новом законе были сохранены существовавшие ранее гарантии, установлен единый подход при формировании систем оплаты труда, предусмотрено значительное увеличение доли гарантированной части зарплаты в виде окладов по профессионально-квалификационным группам, а также введена надбавка за выслугу лет.

При этом весь период с 2007 по 2012 год профсоюз заявлял о низком материальном обеспечении работников отрасли. Неоднократно выдвигались требования об индексации зарплаты работникам образования в связи с инфляцией. Особенно массовыми были акции протеста в 2010 году. Крайкому профсоюза приходилось преодолевать колоссальное противодействие со стороны властных структур, старающихся не допустить коллективных действий педагогов.

Наконец, появились майские указы президента, вступил в действие Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На выполнение указов выделялись средства. Зарплата действительно начала расти. Казалось бы, осталось проводить мониторинг достижения целевых показателей. Однако в условиях изменившегося регионального законодательства профсоюз взял на себя и контроль за соблюдением закона при формировании нормативной правовой базы по вопросам оплаты труда, особенно локального уровня. И широкую разъяснительную работу: как и из каких частей формируется ФОТ, как рассчитывается средняя величина зарплаты, как и на основании чего должен распределяться фонд стимулирующих выплат. На краевом и на местном уровнях проводились совещания, семинары, круглые столы.

Выступая на заседаниях краевой трехсторонней комиссии, коллегии министерства образования, в СМИ, профлидеры высказывали свою точку зрения на то, как реально выполняется указ Президента РФ, неоднократно заявляли о недопустимости механического доведения зарплат до целевых показателей.

По настоянию крайкома профсоюза при Министерстве образования Забайкальского края была создана рабочая группа по вопросам оплаты труда, в рамках которой проводились взаимные консультации по спорным вопросам, связанным с толкованием нормативных правовых актов. При недостижении согласия обращались в краевое правительство, прокуратуру. Так было с 25‑процентной надбавкой руководителям образовательных организаций в сельской местности. Почти год в разных инстанциях пришлось доказывать право директоров школ, заведующих детскими садами, главных бухгалтеров на эту надбавку. Сегодня право на нее закреплено в Региональном отраслевом соглашении на 2016-2018 годы, внесены дополнения и в региональный закон об оплате труда.

Нет ни одного периода в 25‑летней истории профсоюза, когда бы вопросы оплаты труда уходили на второй план. Отдельная ситуация связана с МРОТ, и она усугубляется с каждым повышением его уровня. Выигранные не без участия профсоюза судебные процессы сегодня исчисляются не десятками, а сотнями.

И, наконец, самая актуальная проблема сегодняшнего дня, как «привет» из девяностых-двухтысячных годов, – задержки заработной платы, которые начались в крае с конца 2014 года. Причина связана прежде всего с дефицитом краевого бюджета, со снижением поступлений в его доходную часть.

Предвидя возможные задержки, Минфин края предпринял попытку изменить сроки перечисления средств на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, утвердив следующий график: средства за первую половину месяца (аванс) перечисляются 27‑го числа текущего месяца, а за вторую половину – 12‑го числа следующего. Руководители бюджетных учреждений поторопились внести изменения в локальные нормативные акты, установив сроки выплаты заработной платы с учетом времени прохождения денег от Минфина до получателя 30‑го и 15‑го числа. Краевая прокуратура по многочисленным обращениям профсоюзных организаций опротестовала приказ Минфина как противоречащий трудовому законодательству. Приказ был отменен, но дебаты по поводу правомерности установления сроков выплаты заработной платы за пределами текущего месяца продолжаются до сих пор.

Задержки в разные периоды составляли от 1,5 до 2,5 месяцев. Именно задолженность по зарплате заставила 120 работников из пяти образовательных организаций края воспользоваться правом на приостановку работы в соответствии со ст. 142 Трудового кодекса.

На неоднократные обращения крайкома профсоюза к губернатору, краевому Минфину, Минобру власти в своих официальных ответах лишь констатировали нехватку средств в региональном бюджете.

Более того, экс-губернатор края Константин Ильковский не считал ситуацию с двухмесячной задержкой зарплаты критичной. Поэтому по решению президиума крайкома профсоюза была организована отправка телеграмм от коллективов образовательных организаций в инстанции как регионального, так и федерального уровня. Краевой комитет профсоюза направил письмо в адрес заместителя председателя Правительства РФ, координатора Российской трехсторонней комиссии Ольги Голодец. Острая ситуация в Забайкалье привлекла внимание федеральных СМИ. По инициативе Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования вопрос был вынесен на заседание РТК. А потом произошло то, что произошло: появились деньги.

Почему нужно было доводить работников до отчаяния? Почему только активные протестные действия учителей заставляют власть в срочном порядке искать и находить средства на выплату заработной платы? Что ждет работников после выхода из отпуска?

Есть опасения, что задержки зарплаты работникам образования будут продолжаться, учитывая, что краевой бюджет утвержден только на восемь месяцев. Так что история повторяется…

Нелли ПОЛИКАРПОВА,

заместитель председателя Забайкальской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Юридический ликбезЧто следует знать о приостановке работыВ соответствии с частью второй ст. 379 ТК РФ работник в целях самозащиты трудовых прав имеет право отказаться от выполнения работы в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Согласно ст. 142 ТК РФ одним из таких случаев является задержка работодателем выплаты заработной платы.Приостановить работу вплоть до выплаты задержанной суммы и в этот период в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте работник имеет право при соблюдении трех условий:1) выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней (даты выплаты заработной платы должны быть указаны в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка образовательной организации);2) работник в письменной форме известил работодателя о своем намерении приостановить работу в связи с задержкой выплаты заработной платы;3) отсутствуют обстоятельства, при которых приостановление работы не допускается (периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер, приостановка работы государственными служащими, работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).Если хотя бы одно из трех условий не выполнено, работодатель вправе квалифицировать отсутствие на работе как прогул и применить к работнику дисциплинарное взыскание.На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте