search
main
0

Назад в будущее Режиссер нового фильма по сценарию Геннадия Шпаликова прививает отечественному кино ХХI века легкость 60-х годов

Вам не надоело тоскливое “новое” русское кино, невнятные сериалы с одним и тем же набором актерских лиц? Да мне самой, как поклоннице самого массового из искусств, до смерти хочется чего-то качественного и свежего, как воздух.
Боюсь сглазить, но такое кино, кажется, вот-вот появится. На Киностудии имени Горького сейчас готовится к выходу в свет фильм “Ветры в карманах” режиссера Юрия КУЗИНА. Картине повезло и с историей, способной взволновать каждого, и с режиссером. “Ветры в карманах” сняты по одному из самых светлых и одновременно роковых сценариев отечественного кинематографа. Его автор, Геннадий Шпаликов, – самый чистый и нежный мальчик кинематографических 60-х. Достаточно назвать его фильмы “Я шагаю по Москве”, “Застава Ильича” (автор сценария), “Долгая счастливая жизнь” (сценарист и постановщик). Герои Шпаликова небрежно насвистывали “Бывает все на свете хорошо, в чем дело, сразу не поймешь, а просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь” и с легкостью гениев создавали миф о своем счастливом времени.
Однако наступившее следом циничное безвременье выставило страстное шпаликовское кредо: “И у вас все хорошо? А ведь так не бывает?!” – “Бывает!”- на посмешище. В 1960 году Шпаликов написал сценарий “Причал”, за постановку которого с энтузиазмом взялись однокурсники Тарковского и Шукшина, начинающие режиссеры Китайский и Дзюба. Но фильм так и не был снят. Из-за самоубийства подающего блестящие надежды Володи Китайского. А в ноябре 1974 года наложил на себя руки сам Геннадий Шпаликов. Под конец жизни он записал в своих заметках: ” Почти все, что я делал, я немедленно вычеркивал из сознания, кроме нескольких кусков “Причала”.
Так что это за история такая и как она будет выглядеть сегодня? За ответами на эти вопросы мы обратились к режиссеру фильма Юрию КУЗИНУ.

– Это ваша первая картина?
– Нет, первым был фильм “Левша” о детстве Гитлера. В 1999 году он вместе с “Молохом” Александра Сокурова представлял Россию на Каннском фестивале. Факт примечательный: два фильма из России, и оба о Гитлере. Наша история радикальнее, чем у Сокурова, хотя и абсолютно выдуманная. В ней Гитлер – единственный положительный герой. Он предстает перед зрителями в образе ребенка, отец которого – его сыграл Евгений Киндинов – заставляет сына писать правой рукой, чтобы угодить школьному начальству. Ведь в школе с предубеждением относятся к левшам. Насилие порождает ответное насилие. В фильме есть такая метафора – маленький Адольф выводит аккуратным готическим шрифтом фамилию – Шикльгрубер. В финале же перебинтованная правая рука ставит закорючку – Адольф Гитлер.
В результате за “Левшу” мы получили диплом лауреата в Каннах и несколько премий в России. Первый фильм был короткометражкой, “Ветры в карманах” – полнометражный фильм.

– Чем же вас привлек шпаликовский “Причал”?
– Его несовпадение с современностью. В этой истории нет проституток, киллеров, пистолетов. Шпаликов написал очень простой, светлый, с моцартианской ноткой легкости сюжет. Это романтическая история о мужчине и женщине – бывшем профессиональном боксере, ставшем шкипером старой баржи, и его невесте Кати. В центре – их отношения, которые развиваются посреди воды и неба.
Сейчас, когда одни мастера “поэтического” или “обертонного” кино – Тарковский, Параджанов – ушли, а другие, как Сокуров, застыли на одном этапе, стали привратниками у золотых ворот собственного дворца, такого кино не снимают. Но сейчас в воздухе носится потребность в легкости на фоне чугунности нашего бытия. Мне кажется, зрители ждут этого “нового” кино.

ИЗ ДОСЬЕ “ОП”. Между прочим, все не так просто: первый вариант сценария, переписанный Кузиным, сильно отличался от окончательного. В интервью, данном режиссером корреспонденту “Комсомольской правды” в Украине” задолго до съемок, Юрий рассказал, что “действие фильма будет происходить в 2000 году в Москве, которая на следующий день… гибнет вследствие второго Потопа”. Во втором варианте режиссер, к счастью, передумал топить столицу.

– А тени мертвецов в этой истории вас не тревожили?
– Самоубийство меня не прельщает. И вообще я не фаталист. Хотя, если честно, была грешная мысль воспользоваться этими смертями для раскрутки фильма. Но, к счастью, я от этого отказался – к сценарию “Причала” самоубийства отношения не имеют.
Это потом, в 70-е, Шпаликов стал провоцировать свое не такое уж либеральное время. Написал сценарий “Девочка Надя, чего тебе надо?” (история о кандидатке в депутаты Верховного Совета СССР, которая, разочаровавшись в воплощении коммунизма на земле, сжигает себя на городской свалке. – Р. М.). В результате время слизало его, как каток. Я не испытываю, как он, потребности дергать судьбу, как бенгальского тигра, за хвост. Кстати, я уже пережил Шпаликова, который повесился в 37 лет, на год.

– И все-таки были ли какие-то личные мотивы обратиться именно к “Причалу”, отождествляли ли вы себя со Шпаликовым?
– Ну когда я стал работать над “Причалом”, я понял, что история знакомства с моей будущей женой почти повторяет шпаликовский сюжет. Но я бы не хотел говорить о личном. Про отождествление с автором тоже, наверное, в моем случае сказать нельзя.

Конечно, биографию Кузина не сравнить с трагической жизнью-вспышкой Шпаликова. Но все же общая черта у них, на мой взгляд, – одержимость. По отношению к женщинам, к писанию как процессу, к кино. К творчеству в любых его проявлениях.
ИЗ ДОСЬЕ “ОП”. Уроженец Львова, Юрий Кузин заболел кино, когда в город приехал Андрей Тарковский. “Нахально”, по выражению самого режиссера, пробившись к нему в гостиницу, Кузин стал фанатом творчества автора “Андрея Рублева”. В 1988 году он организовал первую в СССР конференцию, посвященную памяти Тарковского, на которую приехали Маргарита Терехова, Николай Гринько, Наталья Бондарчук и другие актеры Мастера. Во ВГИК Кузин поступал… 12 лет! Он менял профессии, тушил пожары во Львове, попутно написал заказанную ему Романом Виктюком комедию по “Венере в мехах” Захер-Мазоха. Наконец, фанатика заметил Владимир Хотиненко и Кузина приняли во ВГИК за бешенную сумму в “зеленых”, которые Юрий зарабатывал, торгуя водкой в палатке. Жил он при этом в… вузовской аудитории – в нише одной из стен. Студенческий фильм Кузина произвел впечатление на самого Занусси, и тот устроил ему месячную стажировку у Анджея Вайды. Несмотря на это Юрия отчислили из Института кинематографии за неуплату. Заплатил за автора “Левши”… Никита Михалков, увидевший в Каннах его фильм.

– Геннадий Шпаликов написал сценарий больше 40 лет назад. Каково перенести его солнечную историю в духе чистых 60-х в нашу жизнь?
– Мы не стали снимать ретро, мне кажется, оно редко у кого получается. В фильме не будет “шпаликовщины” – стихов, песен “под Шпаликова”, мы не собирались спекулировать на ностальгических настроениях, чтобы потрафить старшему поколению. Я перенес действие в наши дни, то есть постарался модернизировать шпаликовский сценарий, сделать его созвучным нашему времени.
Сам же сюжет – вневременной – про любовь, предательство и верность – остался тот же. Сохранились и параллели с постановкой 60-го года. Тогда авторы видели в роли нашей героини Кати совсем юную Настю Вертинскую с ее свежим лицом – воплощением всех девушек того поколения. Мы тоже постарались найти на эту роль незаурядную актрису. Среди сотен выпускниц театральных училищ страны – а мы устроили жестокий кастинг – мы выбрали Карину Разумовскую, студентку второго курса САТИ. Есть в ней что-то от Татьяны Самойловой и Валентины Малявиной – секс-символов 60-х, но вместе с тем у нее лицо девушки начала XXI века. Наш продюсер даже считает, что после выхода фильма мы породим новую моду на женские лица – такие ярко индивидуальные, как у Карины.

– А известные широкому зрителю актеры в картине снимались?
– Да, в роли шкипера снялся Евгений Сидихин. Правда, сначала мы планировали отдать эту роль… Олегу Меньшикову и получили от него согласие, но в итоге переговоры ни к чему не привели. Была идея пригласить на эту роль и настоящего борца – Александра Карелина. Но потом остановились на профессиональном актере. Сидихину, конечно, пришлось нелегко: он ведь обычно играет супермена, человека действия, а тут нужно было существовать на полутонах. А это высший пилотаж для артиста. Герой Сидихина в нашей картине – человек стушевавшийся, как говорит Достоевский. По сути, он совершил ритуальное самоубийство, спрятавшись от жизни на барже-ковчеге. Шпаликов даже имени ему не дает – он просто шкипер, “человек без свойств”, как у Мюзиля, и без имени, как у героя Кафки.
Мне вообще интересно было понять для себя, кто может быть героем в нынешней реальности. Катя – девушка, в которой жизнь бьет через край, она не боится жить, не боится принимать решения, несмотря на возраст, она – личность. Поэтому она и стала главной, вернее, единственной героиней этой истории.

– А где снимался фильм?
– В изумительных местах: Калязине, Кашине, Угличе, на Москве-реке. В Угличе, кстати, мы сняли удивительной красоты старые шлюзы. Их строили еще немецкие военнопленные, которых потом самих замуровали в эти стены. Сейчас взглянуть на них специально приезжают туристы из Германии…
В общем, фильм, который казался первоначально легким в плане организации и денег, оказался очень сложным. А все из-за натурных съемок – их в картине 90 процентов. В этом смысле мы тоже будем первыми – так много природы сейчас не снимает никто.

– Поделитесь секретом, как вы умудрились найти деньги под столь “несовременную” историю?
– Я просто год сидел на факсе, который купил на последние деньги и рассылал челобитные королям нефти, газа и алмазов. Но они давно уже отмывают деньги на картинах моих коллег – боевиках, сериалах. И все-таки нашелся человек, который поверил в наш проект. Это Сергей Члиянц – известный продюсер, из его последних картин можно назвать “Страну глухих” Валерия Тодоровского. Члиянц, между прочим, делает ставку на молодое, перспективное кино.

ИЗ ДОСЬЕ “ОП”. С такими же сложностями и упорством Кузин пробивал и первую картину. После отчисления из ВГИКа молодой режиссер пошел ва-банк и предложил альма-матер снять фильм по своему сценарию в качестве учебной работы друга-оператора. Это был “Левша”. Декорацию комнаты маленького Гитлера построили… в комнате Кузина. Там со скрупулезностью воспроизвели немецкий стиль “бидермайер”. Режиссер уговорил сниматься Евгения Киндинова. И все время съемок потихоньку распродавал свою личную библиотеку. Как мы знаем, отчаянный рассчет автора полностью удался.

– И когда же можно будет увидеть фильм?
– Картина, которая скорее всего будет называться “Ветры в карманах” (это их единственное богатство), должна быть готова уже в январе-феврале. Мы готовим ее как раз к приезду отборщиков конкурсной программы Каннского фестиваля. А там уж как получится…
Хочется верить, что прививка легкости к российскому кино XXI века пройдет успешно. Посмотрим?
Рита МОРОЗОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте