search
main
0

Назад, в будущее. Идеи педагогов-новаторов актуальны во все времена

Говорят, если бы в начале прошлого века существовали социальные сети, никакой революции не случилось бы, все ограничилось созданием нескольких революционных групп на Фейсбуке. Это, конечно же, юмор, однако в каждой шутке есть лишь доля шутки. В определенный момент истории именно средства массовой информации способны помочь объединить народ, сплотить массы и повести за собой. В 80-е годы таким средством стала возглавляемая Владимиром Матвеевым «Учительская газета» – издание с миллионным тиражом. И объединила она учителей-новаторов, рассказав об их опыте педагогам всей страны. Что в условиях горбачевской «оттепели» было равносильно революции в образовании. Об этом шла речь на круглом столе, который в середине октября прошел в Московском городском педагогическом университете.

– Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, которые изначально были на голову выше остальных, – рассказывает соавтор манифеста «Педагогика сотрудничества», разработчик концепции гуманной педагогики профессор МГПУ Шалва Амонашвили. – Мы же гордились своими самыми слабыми учениками, которых сделали сильными. И своим трудом мы показывали, что безнадежно слабых детей как таковых не существует, каждого можно вывести в отличники, если владеть особыми методиками обучения и воспитания. Мы говорили, что гораздо более эффективно для педагога идти не к детям со своим предметом, а вместе с детьми – к предмету, науке, знаниям. Ребенку очень важно ощущать поддержку и любовь взрослого человека, он должен находиться в состоянии успеха, радости. Тогда он способен гораздо эффективнее трудиться и лучше усваивать материал. Более того, мы говорили о том, что нужно не только оценивать деятельность детей на уроке, но и позволять детям оценивать нашу деятельность.По словам Шалвы Александровича, подобная смелость хоть и встречала одобрение у рядовых педагогов, но вызывала откровенное противодействие у чиновников от образования. «Вы что, намекаете на то, что всего этого советская школа ребенку не дает?» – подозрительно спрашивали они, делая вывод о тлетворном влиянии западной идеологии «свободы» на российскую интеллигенцию. Сказать: «Нет, не дает!» – значит, навлечь на себя партийный гнев властей предержащих. Сказать: «Дает!» – значит, соврать, покривить душой.Именно поэтому, считает народный учитель России, директор центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский, то, что было сделано в 80-е годы учителями-новаторами и теми, кто им помогал, – «это про совесть, профессиональную совесть!».- После опубликования манифеста «Учительскую газету» просто рвали из рук, – вспоминает Ефим Лазаревич. – Неподдельный интерес к этой теме привел к тому, что на центральных телеканалах начали снимать цикл передач, посвященный проблемам образования. Их смотрели миллионы граждан! Однако при всем при этом идеи новаторов отнюдь не спешили внедрять в массы. В дальнейшем была издана книга «Педагогический поиск» – отличная подборка описания новаторского опыта. Но сама система отнюдь не стремилась меняться, не хотела менять отношения между учителями и учениками, совершенствовать подходы к обучению.Об этом говорит и член Совета Федерации, депутат Госдумы Людмила Бокова. По ее словам, время новаторов во многом определило выбор профессии, с их именами были связаны все годы обучения в пединституте.Тем не менее, убежден руководитель Института изучения проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, для подавляющего большинства российских педагогов идеи учителей-новаторов так и остались не более чем историческим этапом в развитии нашей школы. Да, имена Шаталова, Амонашвили, Лысенковой, Никитиных, Ильина и многих других знают все, но вот что стоит за этими именами, какие методики и технологии кем разработаны, могут вспомнить лишь некоторые. И в этом заключается трагизм ситуации.- Раньше у нас был единственный источник информации всесоюзного уровня – «Учительская газета», – говорит Александр Изотович. – Да, она была ведомственной, но ее читали все и написанное в ней принимали как руководство к действию. Сейчас таких источников тысячи, но все они куда менее авторитетны и популярны. При этом школы имеют право самостоятельно определять вектор своего развития, выбирать программы, учебники, методики. Даже если бы сегодня среди нас появились трижды гениальные новаторы, в этих условиях им пришлось бы выходить на каждую школу и на каждого учителя в отдельности, пытаясь заинтересовать их своими идеями. Общество атомизировано, а потому нужно искать иные подходы, другие способы воздействия на массы.фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте