search
main
0

Навыки XXI века. «Если мы вообще думаем через шаг»

​Генеральный директор Qiwi Сергей СОЛОНИН в последние годы является одним из лидеров предпринимателей, инвестирующих в образовательные проекты. В интервью он рассказывает о своих мотивах, представлении о роли государства и частного капитала в образовании и рисует свой портрет бизнесмена. Сергей Солонин родился 28 ноября 1973 года. Генеральный директор и акционер Qiwi (23,3 процента). Окончил Всероссийский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Женат, четверо детей.

Инвестиции воздействия- Вы активно инвестируете в образование. Какие мотивы преобладают – личные или деловые?- Как инвестор я считаю, что образование – это длинная история, которая будет в тренде очень долго, а точнее, всегда. Когда у людей закрываются самые базовые потребности, они в первую очередь смотрят на образование детей. Поэтому современное качественное образование для детей и не только – это та потребность, которая будет только развиваться вместе с развитием общества.С другой стороны, я постоянно учусь на образовательных программах, мне это интересно. Вообще в среде руководителей высшего звена постоянное образование – это принято. Поэтому с инвестиционной точки зрения тема очень правильная и стабильная. Я планирую наращивать усилия в этой сфере. Пока взаимодействие капитала и образования в основном имеет благотворительный характер. Но я считаю, что в современных условиях социальные проекты, к которым относится образование, только выиграют от грамотного сочетания бизнес – и социальных подходов. В этом суть инвестиций воздействия. И то, что государство позволяет это делать, дает пространство для возможностей.- Нынешние инвестиции в образование все-таки невозвратные?- Я так не считаю. И потом, как посмотреть на это. Для меня, например, измеримое и понятное воздействие на среду – такой же возврат на инвестиции, как и деньги. Думаю, что это важно не только для меня, но и для других бизнесменов. Очень многие понимают, что образование – фундамент будущего. В какой-то момент нам, бизнесу, все равно придется серьезно подключаться к этому процессу. Если мы вообще думаем через шаг.- Про роль государства в привлечении частного капитала. Оно позволяет, как вы выразились, или все-таки создает условия?- Я вижу роль государства в образовании прежде всего в установке параметров и формировании заказа. И, конечно, государственная система должна закладывать базовый образовательный уровень для всех. Все остальное, особенно новые профессии, все, что связано с инновациями, не может оставаться исключительно в зоне ответственности государства. Сам процесс государственной стандартизации программ занимает больше времени, чем сохраняется актуальность тематики. В быстро изменяющемся мире эти актуальные задачи должны ложиться на плечи дополнительного образования или решаться за счет самообразования.Склад характера- Какие качества, на ваш взгляд, присущи настоящему предпринимателю, человеку, способному менять мир?- Способность работать в неопределенной среде – неизвестных всегда очень много. Коммуникационные способности, умение донести до инвесторов, до клиентов то, что ты хочешь. Способность работать в командах. Способность лидировать, рисковать. В моем опыте было много неудачных проектов, но я могу точно сказать, что это было обучение. Очень важный элемент – способность вновь вставать. Про постоянное обучение я уже говорил. Вообще во многом это склад характера, склонность к авантюре.- Все, что вы сейчас назвали, лежит не в области привитых навыков. Скорее в области психологии. Можно ли этому научить?- Я больше склоняюсь к ответу: «Нет». Это скорее задача по поиску людей, предрасположенных к предпринимательству. Я не думаю, что можно полностью привить предпринимательскую инициативу. Ни в какой стране это невозможно, потому что это природа. Но уменьшить или увеличить можно.- Кто-то говорит 10 процентов…- В разных странах по-разному, у нас меньше, у нас около 5 процентов потенциальных бизнесменов. Не самый высокий показатель, но их выявление и предоставление возможностей, создание некой культуры – это, конечно, важно для того, чтобы предпринимательство развивалось. Нужно создавать условия, при которых те, у кого с детства «аппетит» к риску, желание создавать новое, находили для себя возможности для творчества, а не становились жертвой стандартизированных подходов.- Какие условия?- Например, создать условия, при которых директор школы может выбирать и «собирать» образовательную программу, а учитель может находить источники и любой формат деятельности в рамках урока. Это будет создавать среду, в которой принятие решений вместе с ответственностью за принятые решения станет со временем культурным кодом, нормой.Нужно создать возможности для существования различных альтернативных образовательных проектов, разных форм собственности, использующих различные методики в соответствии с ФГОС. И способствовать тому, чтобы лучшие практики могли свободно пересекать границы государства в обе стороны. Ведь технологические решения, оторванные от мирового контекста, обречены на умирание.- Онлайн-образование вообще не знает границ…- Оно ускорит все процессы и позволит делать многое в масштабах страны, будет не настолько важно, где ты находишься. Я сторонник общения, считаю, что образование невозможно без элементов коллаборации, без сотрудничества, без горизонтальной конструкции взаимодействия с другими людьми.Статья подготовлена совместно с журналом EDExpert

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте