search
main
0

Навык быстрого реагирования

Конкурс научил чувствовать себя звездой

У каждого возраста свои психологические особенности. У Дины Сергеевны УТЛАНЦЕВОЙ, учителя начальных классов кировской школы №16, скоро третий выпуск. Она неоднократно наблюдала, как меняются детки и их приоритеты. Первоклашки приходят несмелые, но любопытные. На следующий год они уже уверенные в себе старожилы школы. В третьем классе послушные и увлеченные. А вот десятилетние начинают порой хитрить и лениться. Значит, нужно стимулировать тех, кто успевает за урок больше других: «В жизни точно так же, ребята: поработал на славу – получил премию!»

Логопед для класса и всей школы

А еще жизнь устроена так, что все люди разные. С разными способностями и уровнем мотивации. Потому уроки строятся дифференцированно. Например, сегодня на русском языке изучаются сложные предложения. Общее задание: поставить правильно запятые и доказать, почему. В классе есть детишки с особыми возможностями здоровья. Для них задача – списать предложения без ошибок и определить, простые они или сложные. Для большинства – указать основу, обосновать запятые. Нескольким персональное дополнительное задание: провести синтаксический разбор, составить схему. Если первые быстро справились, присоединяются ко вторым. По наблюдениям Дины Сергеевны, детки с ОВЗ стараются дотянуться до большинства, у многих получается, просто им надо чуть помочь. В качестве помощников могут выступать и одноклассники, те, что быстро осваивают материал.

Инклюзивное образование подразумевает, что «мы разные, но мы вместе». Учителям в таких условиях приходится нелегко, ведь надо ориентироваться на разные уровни возможностей. Утланцевой в этом повезло, ведь она по специализации дефектолог.

Впрочем, профессиональная история Дины Сергеевны отнюдь не линейна.

Мама – педагог, брат – педагог, а вот сама она вовсе не была уверена, что стоит идти проторенной семейной дорогой. Хотелось чего-то необычного, но не знала, что выбрать. Тянуло в экономику, к работе с цифрами. Не определившись самостоятельно, доверилась решению семьи. Прошла обучение в Индустриально-педагогическом колледже города Советска Кировской области.

Тема коррекционно-развивающего обучения уже тогда ее интересовала, виделись в ней актуальность, возможность реальной помощи детям. Дальше учеба в Кировском государственном педагогическом университете по специальности «учитель-логопед начальных классов и дошкольного образования». Постепенно втягивалась в профессию. Привлекало то, что статус учителя связан с постоянным развитием, с потребностью в новых знаниях.

Но эмоциональные качели в душе еще продолжали раскачиваться. «С одной стороны, люблю детей, хочу работать с детьми. С другой – первая практика напугала», – говорит Дина Сергеевна.
Двадцатилетняя практикантка ежевечерне проводила по многу часов за подготовкой к следующему учебному дню. Ответственная и скрупулезная, она корпела и над тетрадками учеников, и над собственными конспектами, тщательно продумывая, что надо выделить на занятии, на какой теме сконцентрировать внимание, а что можно сократить. Месяц практики дался тяжело. «И так всегда?! Когда же жить? Посвящать время себе, семье?..» – думала она.

Так получилось, что первым местом работы, первой записью в трудовой книжке стал детский сад. И сразу должность заведующей. Несколько лет Дина Утланцева проработала в звене дошкольного образования и постепенно поняла и осознала: пора в школу!

Знания из области дефектологии очень помогают выстраивать образовательный процесс. Базовую программу должен освоить каждый школьник, в том числе с ОВЗ. Значит, программу нужно адаптировать. Когда требуется, Дина Сергеевна Утланцева включает в урок упражнения, связанные с дислексией, проблемой овладения навыком чтения. Дислексия сегодня довольно распространена и может приводить к вторичному нарушению, дисграфии, ошибкам письма.

В первый класс приходят как читающие дети, так и нечитающие, а среди читающих есть те, кого научили неправильно. Кому-то не хватает дыхания, кто-то торопится, глотает слоги. Задача для педагога, который к тому же является логопедом и проводит диагностику детей всей начальной школы, а не только своего класса, чтобы при переходе в среднее звено все детки не имели проблем с речью. В ход идут обследования, коррекционно-развивающие занятия, консультативная помощь родителям, отслеживание динамики развития школьников.

Сейчас Дина Сергеевна Утланцева уверена: «Быть учителем – это здорово. Особенно полезно обладать навыками из других областей, чтобы помогать ребенку всесторонне, знать, какой инструмент использовать, чтобы погасить недостатки и усилить способности».

Счастливый учитель – успешные ученики

Каждый следующий день приносит новые заботы, новые взлеты и падения. Учительский труд со стороны может кому-то показаться однообразным, на самом же деле он полон неожиданностей. Один и тот же урок проходит по-разному, это зависит от настроения детей, самочувствия педагога, от массы факторов, которые сложно учесть. А ведь помимо уроков труд учителя – это общение с коллегами, посещение различных мероприятий, прослушивание вебинаров, чтобы быть в тренде, в потоке новых педагогических веяний.

– Дина Сергеевна, реальная учительская практика оказалась сложнее или легче вашей первой, еще в колледже, которая запомнилась надолго?

– Сначала было ничуть не легче. Первый раз в первый класс, затем первый раз во второй класс и так далее. Зато теперь наработана база, созданы заготовки к урокам. Материал освоен прочно, появился навык быстрого реагирования на нештатные ситуации. Знаешь, где нужно дать упражнение, где поставить презентацию или учебную игру, которые дети так любят.

Появилось ощущение уверенности. А уверенность – это уже во многом успех.

– Вы считаете свой класс успешным?

(Сейчас Утланцева ведет четвертый класс.)

– Конечно, да! К нам нередко приходят гости на открытые уроки и дают примерно такую оценку: «Дети активные, хорошо говорят, выстраивают общение, с удовольствием отвечают на вопросы. Урок проходит не как лекция, а как обмен знаниями».

– Как оценивается успешность в начальной школе?

– В основном так же, как и в среднем звене. Участием в олимпиадах, конкурсах. «Одаренные дети Вятки», «Русский медвежонок», «Знаток» и другие конкурсы как городского, так и всероссийского уровней, мои дети не просто принимают в них участие, но часто становятся победителями или призерами.

Успешные ученики могут быть только у успешного учителя.

Соревнование, победа как таковая не были для Дины Сергеевны Утланцевой главной целью участия в профессиональном конкурсе. Для себя она ставила другую задачу: ответственно и достойно показать собственную деятельность и представить свое образовательное учреждение. Другое дело, что у человека, вступившего в конкурсную ситуацию, естественным образом рождается желание проявить себя как можно ярче, продемонстрировать то, что будет интересно другим, чем-то удивить!

На городской конкурс вышла с наработками из области дефектологии. В уроки русского языка и литературного чтения включила коррекционные упражнения, которые позволяют, осваивая базовую программу, выравнивать детей по умению правильно говорить и понимать текст, даже тех, у кого были логопедические проблемы, выводить на уровень успешных учеников.

На областном конкурсе углубилась в выбранное направление и взяла узкую тему «Читательская грамотность» – как работа с интерактивными тетрадями, с использованием других современных ресурсов помогает более качественному усвоению материала.

Очень важным оказывается правильное дыхание. Для развития речевого дыхания нужно перейти с грудного на брюшное, учиться задерживать дыхание, при этом легкие наполняются воздухом, растягиваются, увеличивается их эластичность. После таких упражнений любой объем текста может быть прочитан без запинки.

Дина Сергеевна подготовила специальные карточки-«про­веря­лочки». Выглядят как прямоугольник, имеющий два окошка: верхнее 2 см, нижнее 3-4 см. Сначала ученики читают текст короткими отрезками, у всех легко получается. Затем читают более длинные строки и стараются не пропустить ни единого слога, держать дыхание от начала предложения и до конца.

А еще правильная постановка ударения, развитие бокового зрения, когда глаза смотрят на конкретное слово, но видят и несколько следующих, техники из скорочтения.

На всероссийском этапе та же тема дополнилась развитием осознанности. «Главное, чтобы каждый ученик нашел для себя ответ на вопрос, для чего автор написал данный текст, что он хотел сказать. Если попадаются непонятные слова, ищем их в словаре, разбираем значение. Письменная грамотность зависит от того, как много человек читает. Не секрет, что современные дети ленятся заглянуть в книгу. Наша задача – по возможности привить любовь к чтению», – разъясняет свою позицию учитель начальных классов Дина Сергеевна Утланцева.

– На конкурсе я чувствовала себя звездой шоу-бизнеса! Организация была просто великолепная. Каждый день проходил как праздник. Конечно, присутствовало и волнение, но это мероприятие, которое запомнится на всю жизнь! – вспоминает Утланцева.

Дина Сергеевна – человек увлеченный и развивающийся. Поет, занимается бальными и народными танцами. Ее хобби – тренинги личностного роста. Прошлым летом проходила трехмесячный тренинг «Как выстроить траекторию поведения», изучала ораторское искусство. Умение взаимодействовать с разными людьми она считает одной из базовых профессиональных компетенций педагога.

Я попросила обозначить три основных качества учителя, от которых зависит его успешность. По мнению Дины Сергеевны Утланцевой, это следующее трио:

– Первое и необходимое – конечно, любовь к детям. Умение дать знания, научить собственным примером. Не раздражаться, понимать каждого, каким бы отличным от тебя ребенок ни был. Второе – это чувство современности и интерес к новому. Постоянное новаторство, творческий подход к своей деятельности. Искать, изучать новые технологии, чтобы на уроке не было скучно. Каждый день в школе проживать, как историю с неповторяющимся сюжетом. Третье качество – взаимопонимание с родителями. Школа и семья – два основных института, формирующих личность растущего человека, и они должны работать в одном направлении.

Марина РОМАНОВА, Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте