search
main
0

Навстречу “Тайфуну” Изучение творчества Юлии Друниной в профессиональном училище

В учебных заведениях нашего профиля методика организации и проведения урока имеет свою специфику. Наш контингент – “трудные” подростки. В этой связи воспитательные функции педагога-преподавателя имеют решающее значение. Возрастает необходимость активизации форм процесса обучения. Использование метода театрализованного представления, создание музыкального фона на уроке имеет положительный результат.

Представляемый урок с успехом был проведен в 8-9-х классах КРО и в старших классах нашего училища.
Оснащение:
1. Оформление класса: слева на доске прикреплен плакат “Ты записался добровольцем?”. В центре доски надпись: “60-летию битвы под Москвой посвящается”. Правая сторона доски образует небольшой угол. Здесь “красный угол избы” – икона, вокруг которой повязан вышитый рушник, подсвечник, стоит стул. С правой стороны около доски – пенек. Рядом с пеньком лежит каска, муляж автомата.
2. Атрибуты: солдатская шинель, пилотка, планшет, письма-треугольники, темная шаль.
3. Музыка:
1) Г. Свиридов, романс из цикла “Метель”.
2) К. Листов, мелодия песни “Бьется в тесной печурке огонь”.
3) В. Агапкин, марш “Прощание славянки”.
4) Н. Иванов-Радкевич, марш “Варяг”.

Ход урока
Организационный момент: объявление темы и цели урока, создание соответствующего настроя в классе.
Актуализация знаний: вопросы-активаторы на тему предстоящего урока.
Изложение материала урока
(Тихо звучит музыка Г. Свиридова из цикла “Метель”).
Учитель: Сегодня наш урок посвящен памяти всех участников битвы под Москвой.
Осенью 1941 г. наступление на Москву гитлеровцы готовили как завершающую операцию всей русской кампании. Они дали ей многообещающее название “Тайфун”.
30 сентября “Тайфун” пришел в движение. Он должен был взять Брянск, Курск, Орел, Тулу, Рязань, Вязьму, с тем чтобы окружить Москву. Поначалу “Тайфун” развивался по плану, но победы давались врагу все труднее. Сопротивление наших войск становилось все более упорным. Слова политрука В.Г.Клочкова перед последним боем: “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!” – остались в истории обороны Москвы навсегда. Создалось угрожающее положение. Государственный Комитет Обороны принял специальное постановление о защите Москвы.
С первого дня войны москвичи начали формировать дивизии народного ополчения, каждый район – свою. Всего было сформировано 16 дивизий.
Наряду с солдатами-мужчинами на фронтах сражались и солдаты-женщины. Даже не женщины, а совсем еще девчонки.
(Музыка затихает).
1-я ученица входит в класс. На девочку накинута шинель, на голове солдатская пилотка, в руках планшет. Она проходит и садится на пенек.
(Тихо звучит музыка песни “Бьется в тесной печурке огонь”).
Достает из планшета несколько писем-треугольников, одно письмо развернуто. Сидит задумавшись.
2-я ученица входит в класс. Идет медленно, на плечах длинная темная шаль, в руках горящая свеча. Останавливается на переднем плане, поворачивается лицом к классу, читает стихи:

Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячи – во сне…
Кто говорит, что на войне
не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Учитель (для старших классов):
По поводу этого стихотворения Юлии Друниной Борис Слуцкий заметил: “Когда Друнина написала эти четыре строки, она стала поэтом. А когда она нашла в себе мужество зачеркнуть длиннейшее, по ее уверению, стихотворное объяснение, предваряющее это четверостишие… Друнина стала поэтом-профессионалом”.
2-я ученица (для старших классов) еще раз читает стихи. Затем отходит в “красный угол”, ставит к иконе свечу, садится на стул, склонив голову.
(Музыка несколько мгновений звучит громче и снова едва слышна).
1-я ученица читает отрывок из поэмы Ю. Друниной “Зинка”, теребя в руках письмо.

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг нежданный приказ:
“Вперед!”
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со Славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
– Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

(Музыка умолкает).
1-я ученица встает, конверты-треугольники письмо падают на пол. Она подходит к сидящей на стуле 2-й ученице, кладет руку ей на плечо, склоняет голову.
(Тихо звучит “Прощание славянки”).
Учитель (для старших классов):
Сейчас прозвучал отрывок из поэмы Юлии Друниной “Зинка”, которую автор посвятила памяти однополчанки Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой. Юлия Друнина с 17 лет вошла в суровые военные будни, испытала все тяготы войны. Выносила раненых с поля боя, подавала снаряды еще живому орудийному расчету, а потом встала на место павших и сама заряжала тяжело ухающее орудие.

Я ушла из детства в грязную
теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный
взвод.
Дальние разрывы слушал
и не слушал
Ко всему привыкший
сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи
сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать”
и “перемать”,
Потому что имя ближе,
чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Военная нота так и будет до конца жизни звучать почти в каждом ее стихотворении.
(Музыка В. Агапкина затихает. Начинает вновь звучать Г. Свиридов).
Учитель: А гитлеровцы между тем все рвались и рвались вперед, к Москве. Кровопролитные, изнуряющие бои продолжались всю вторую половину ноября. Немцы рассматривали в бинокль Кремлевские башни, готовили парадную форму для торжественного вступления в Москву. Но фашистские войска выдохлись, их наступление захлебнулось. И вот на фронте под Москвой к 4-5 декабря наступило затишье.
(Звучит марш Н. Иванова-Радкевича “Варяг”).
Наше командование, хотя не все еще было готово, 5 декабря, используя оперативную и стратегическую обстановку, начало контрнаступление.
Удары наших войск явились настоящим сюрпризом для врага. Темпы наступления росли. Гитлеровские войска все быстрее и быстрее откатывались назад. А ведь всего полгода назад они уверяли, что кампания против России будет выиграна в 14 дней!
Разгром немецких войск под Москвой,начавшийся 5-6 декабря 1941 г., стал первым крупным поражением немецко-фашистских войск во второй мировой войне, развеял миф о их непобедимости.
Этим знаменательным событиям 1941 года мы и посвятили наш урок.
Наталья ЛОГЕЦКАЯ,
преподаватель русского языка и литературы профессионального училища N 158
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте