search
main
0

Навстречу мечте,. или Когда компьютер становится главным другом

​Эти люди делают невозможное. Они помогают детям, многие из которых практически не выходят из стен своей квартиры, не просто открыть огромный мир, но и почувствовать себя в нем нужными и востребованными. Примечательно, что Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов Ленинградской области работает всего третий год. Именно тогда начались централизованные поставки техники – с октября 2008-го, но зато за это время сделано действительно много, а самое главное – и ребята, и их героические родители перестали быть одинокими.

Так, в 2008 году было потрачено шесть миллионов рублей на покупку 50 комплектов оборудования для детей Всеволожского (26 человек), Тихвинского (20 человек) и Бокситогорского (4 человека) районов.- Большинство из этих детей талантливы и упрямо стремятся к знаниям, – рассказывает Александр Моржинский, директор Дворца детского и юношеского творчества Всеволожского района, в составе которого работает Ресурсный центр. – Только в отличие от своих здоровых сверстников учеба в школе для многих в силу медицинских показаний невозможна. Диагнозы у наших подопечных различные – это и ДЦП, тяжелые формы диабета, онкология, гемофилия, различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Качественное дистанционное обучение этих ребят стало более доступным за счет того, что им была бесплатно установлена дома дорогостоящая техника. В такой комплект оборудования общей стоимостью около 200 тысяч рублей входят помимо компьютера Apple Makintosh принтер, сканер, веб-камера, а также электронная лаборатория «Архимед», кроме того, гарантировано обязательное инженерное обслуживание этой техники – наш специалист раз в три месяца приезжает к ребенку-инвалиду домой. И, конечно же, всем этим ребятам обеспечен безлимитный доступ в Интернет. Примечательно, что техника приспособлена к диагнозу ребенка, это особенно важно тем, у кого есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Родители ребят, особенно необеспеченные, поначалу даже боялись, чтобы такое дорогое оборудование находилось у них дома, боялись поломки, воровства, однако со временем привыкли и оценили, какие возможности открываются перед их детьми. Вместе с компьютерной техникой эти ребята получают также наборы робототехники. Принципиально то, что все поставляемые комплекты имеют лицензионное программное обеспечение дисков.Сейчас, по словам Александра Моржинского, компьютерной техникой обеспечены 75 процентов детей-инвалидов Всеволожского района, что совпадает с среднеобластным показателем.Разумеется, для работы с такими детьми на этом оборудовании потребовалось специально обучить кадры. Переподготовку прошли 249 педагогов, работающих с детьми-инвалидами в надомной форме, удаленные педагоги-тьюторы и 106 родителей детей-инвалидов.Обучение педкадров и родителей проводит Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов Ленинградской области, причем как в очной, так и в дистанционной форме. Очно, в том числе с выездом преподавателей на дом к детям и их родителям, и дистанционно – с использованием полученной детьми-инвалидами техники.- Дополнительно к областным курсам мы проводим специальный 72-часовой районный семинар для пап и мам «Родитель – помощник ребенка», – говорит Александр Тихонович, – чтобы они уверенно чувствовали себя в информационном пространстве и умели работать на компьютере.Прежде чем начать такое обучение, была проведена большая подготовительная работа, по каждому ребенку решили, нет ли у него медицинских противопоказаний для работы на компьютере. На первом этапе запустили обучение в 5-11-х классах, а потом уже в начальной школе.- В 2011 году все ребята с ограниченными возможностями здоровья, которые переведены на надомное обучение, будут обеспечены компьютерной техникой, – говорит Александр Тихонович.- Семьи, в которых живут наши подопечные, можно разделить на три категории, – рассказывает руководитель Центра информационных технологий Антон Сергеевич Ляпин, – обеспеченные, в которых родители вкладывают немалые деньги, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным, и неблагополучные, где зачастую родители выпивают и не особо озабочены воспитанием ребенка, а также хорошие, заботящиеся о сыне или дочке мамы и папы, но у них слишком мало денег. Но во всех категориях семей техника востребована.Кстати, оказалось, что даже в самых неблагополучных семьях отношение к технике трепетное. Родители понимают: компьютер и Интернет – единственная возможность для их ребенка почувствовать себя нормальным, найти свое место в этом мире, возможность общаться и реализовывать себя.Таких центров, как во Всеволожском районе, в Ленинградской области 18.- В муниципальных районах Ленинградской области созданы родительские сообщества, где родителей учат, как обращаться с техникой. А во Всеволожском районе появился родительский клуб. Папам и мамам этих ребятишек так важно общение между собой – иногда просто приходят, чтобы выговориться, поделиться бедами и проблемами, а зачастую дают друг другу самые различные полезные советы, начиная от медицинских и заканчивая сугубо бытовыми.Педагоги считают, что самая больная сегодня тема – неготовность и неумение общества принимать детей и людей с ограниченными возможностями.- Дети зачастую добрее и душевнее взрослых, особенно маленькие, еще не испорченные взрослым миром. А вот некоторые папы и мамы не стесняются приходить к педагогам с требованиями: «Уберите больного ребенка из детсадовской группы или класса – он своим видом расстраивает психику здоровых детей». Зато за границей большинство ребят с ограниченными возможностями учатся вместе со своими сверстниками, у которых все нормально со здоровьем. И вырастают при этом более милосердными и сострадательными.Кстати, оказалось, во Всеволожском ресурсном центре есть хорошая традиция – на все мероприятия ребята с ограниченными возможностями приходят со своим здоровым другом. Так было, к примеру, во время празднования Нового года, которое проходило во Дворце творчества Всеволожска. В Ресурсном центре также проходят разнообразные психологические тренинги для ребят-инвалидов, их здоровых друзей и родителей.Большую часть своей жизни эти дети проводят дома, поэтому для них особо важны сетевые интернет-сообщества «Особый ребенок». Они созданы и в муниципальных районах, и в Ресурсном центре дистанционного образования детей-инвалидов Ленинградской области.Особый разговор – о реализуемой в рамках дистанционного обучения программе «Виртуальный Русский музей».- Между Комитетом общего и профессионального образования и администрацией Русского музея существует договоренность, в рамках которой ребята с ограниченными возможностями имеют доступ к сокровищам Русского музея. Особенность этого проекта в том, что он создан в формате 3D и по принципу действия напоминает компьютерную игру, – говорит Антон Ляпин. – Ребята могут путешествовать внутри картин, рассматривать крупным планом различные их композиционные части.- Особой популярностью среди детей-инвалидов пользуются виртуальные конкурсы и олимпиады. Благодаря им ребята с ограниченными возможностями здоровья переживают, может быть, впервые в жизни ситуацию успеха, – рассказывает заведующая отделом дистанционного образования Ольга Константиновна Ермолаева. – Мы гордимся нашей девятиклассницей Полиной Селянской, которая победила во Всероссийском конкурсе «Защитники Отечества».У меня была возможность увидеть презентацию проекта Полины «Памятники по Дороге жизни». Удивило, что девочка самостоятельно справилась с очень сложной в техническом отношении работой.- Мы проводили анализ общественного мнения родителей детей-инвалидов, – продолжает Ольга Константиновна. – Оказалось, что более 92 процентов пап и мам высоко оценивают работу нашего Ресурсного центра, причем большинство хотят, чтобы и после окончания школы их дети не были брошены и продолжали дистанционное обучение уже на профессиональном уровне. Кстати, очень многие наши воспитанники мечтают о получении высшего образования, к примеру, десятиклассница Баяна Байрамова.Вообще, по своим интересам и желаниям это обычные дети, у них такие же мечты и увлечения, как и у их здоровых сверстников. Десятиклассник Вадим Н. очень любит читать, смотреть футбол и играть на компьютере. Компьютер для большинства этих ребят лучший друг и помощник. Труднее всего, конечно же, таким, как один из учеников, который, имея диагноз ДЦП, мечтает стать футболистом.Этим ребятам так не хватает душевного тепла и дружеской поддержки! Педагоги и инженеры Ресурсного центра не только учат мальчиков и девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, умению работать на компьютере. Главное – они помогают им найти свое место в жизни, справиться с неуверенностью и одиночеством.Только фактыВ 2008-2010 годах проект охватил 156 детей-инвалидов Ленинградской области. В 2011-м присоединятся еще 80 человек. Ежегодно на реализацию проекта расходуется более 20 млн рублей из федерального и областного бюджетов. В сентябре-октябре 2009 года 224 педагога проекта прослушали курс «Свободное программное обеспечение в педагогической практике» в РГПУ имени Герцена. В ноябре 2009 года проведена подготовка педагогов по направлению «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием интернет-технологий ЦО «Технологии обучения» г. Москвы. В декабре 2009 года Ресурсным центром дистанционного образования детей-инвалидов Ленинградской области проведено обучение 10 педагогов по направлению «куратор дистанционного обучения детей-инвалидов» (18 часов) и 45 педагогов по направлению «педагог надомного обучения с использованием ДОТ» (36 часов). С 2010 года данная работа переведена в штатный режим. Направления обучения расширяются в соответствии с возрастающими потребностями всех участников образовательного процесса – детей-инвалидов в Ленинградской области.Программа непрерывного образования педагогов и родителей детей-инвалидов рассчитана до 2013 года, но при необходимости будет продолжена и в дальнейшем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте