Убеждена, что каждый директор московской школы уверен в том, что его школа особенная и неповторимая, и, конечно, это так и есть. Однако наша школа действительно обладает уникальными чертами, которые определяют особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Во-первых, это расположение. Школа №1297 находится в Центральном административном округе, в Мещанском районе, рядом со школой расположено большое количество иностранных посольств и домов для проживания сотрудников. Во-вторых, педагогический коллектив имеет многолетний успешный опыт работы в сфере коррекционной педагогики, и обучение в школе востребовано московскими семьями: ребят практически всех нозологических групп привозят к нам со всех концов города.
В состав нашей школы входит уникальная образовательная площадка для детей с особыми образовательными потребностями, где обучаются ребята с 1‑го по 9‑й класс. Родители из самых разных районов Москвы выбирают нашу школу для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Выбирают, потому что доверяют коллективу профессионалов, работающих с ребятами, ведь все учителя этого корпуса имеют не только профильное педагогическое образование, но и специальное – в области коррекционной педагогики.
Школа создает для детей специальные условия обучения и воспитания, с ними работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, олигофренопедагоги, тьюторы, ассистенты. Это дружная команда педагогов и специалистов, которая помогает ребятам с особенностями развития добиваться больших успехов в конкурсах и олимпиадах, соревнованиях и состязаниях, проводимых как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для нормотипичных обучающихся. Ребята не только становятся победителями метапредметных олимпиад «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», «История и культура храмов столицы и городов России», но и успешно сдают государственные выпускные экзамены и поступают в лучшие московские колледжи или продолжают обучение в 10‑м классе.
Задача педагогического коллектива школы №1297 – привести к успеху каждого ребенка: и того, кто только начинает учить русский язык (а в результате эти ребята каждый год радуют нас высокими результатами ЕГЭ по русскому языку), и того, кто нуждается в специальной системе организации образовательного процесса, и того, кто проходит с нами путь от дошкольного до среднего уровня образования. Не самая простая задача. Но наш коллектив решает ее успешно, и мы готовы поделиться пятью составляющими успеха.
Единство ценностей
Для эффективной работы педагогический коллектив должен представлять собой сообщество единомышленников, объединенных общими ценностями, выработанными в совместной работе, а не навязанными извне. Удобным форматом для такого вида деятельности является тренинг, в зависимости от направления и целей которого выбирается формат работы – от общешкольного до узкотематического. Проводят тренинги наши же специалисты. Так, мы вместе определили ведущие 10 ценностей школы в области воспитания и образования: патриотизм, дисциплинированность, мотивированность, ответственность, трудолюбие, коммуникативность, взаимопонимание, доверие, честность, успешность.
Единство целей
Основополагающие ценности школы определяют ее цели, главная из которых – это успех каждого ребенка. Что мы вкладываем в понятие «успех»? Это высокий уровень качества образования, духовности, культуры. Это выпускник, воспитанный в ценностных ориентирах российской культуры, науки, искусства, стремящийся и подготовленный к продолжению образования и развитию своего внутреннего потенциала. Залог достижения этой цели – непрерывный и основанный на преемственности процесс обучения и воспитания от дошкольного уровня до выпускного класса.
Единство методической работы
Сегодня, когда в состав школы входят несколько образовательных площадок, очень важно организовать работу таким образом, чтобы коллективы были объединены не только общими целями и системой ценностей, но и четко структурированными образовательными и воспитательными задачами, последовательное решение которых приведет к достижению поставленных целей. Не следует при этом сбрасывать со счетов уникальность каждого коллектива, его особенный, годами наработанный опыт. Решая эту задачу, мы выстроили систему методической работы в формате проектного офиса с учетом специфики нашей школы. Проектный офис имеет два направления работы: общее (это реализация федеральных инициатив в области воспитания, общегородских и общешкольных образовательных проектов) и индивидуальное, учитывающее особенности каждой образовательной площадки.
Единство школьных проектов
Важным фактором образовательно-воспитательной политики школы является реализация общешкольных проектов, они объединяют, развивают и формируют у детей, педагогов и родителей чувство общности, причастности, идентификации себя и всего коллектива школы. Так, несколько лет назад по инициативе старшеклассников, педагогов и администрации в нашей школе возник проект «К Победе день за днем». Он реализуется в течение всего учебного года и состоит из множества интересных событий: это конкурсы и театральные постановки, литературные гостиные и викторины, квизы и праздничные концерты, радиоспектакли и видеоролики, а кульминацией проекта становится празднование Дня Победы. Примером еще одного общешкольного проекта может стать наша «Школа добрых дел» – это волонтерская и благотворительная деятельность всего коллектива: сбор подарков для пожилых людей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Накорми» – сбор корма для приютов для бездомных животных, «Мы вместе» – сбор подарков для участников специальной военной операции, «Открытка ветерану» и многие-многие другие.
Единство городских проектов
Девизом нашего коллектива является утверждение: «Школа №1297 – школа равных возможностей», поэтому с особым вниманием мы относимся к участию в общегородских проектах, в которых задействованы и обычные ребята, и обучающиеся с особенностями развития. Таким опытом для нас стал проект «Московское кино в школе», в который мы вступили в этом году. Сборная команда «Домино» принимала участие в квизах, конкурсе «Т.О.К», онлайн-игре «КиноТайм», ребята создали трейлер к кинофильму «Женитьба Бальзаминова» режиссера Константина Воинова и посмотрели прекрасные отечественные кинокартины.
Ежегодно команда обучающихся школы принимает участие в Московском открытом фестивале «1+1: равные возможности – равные результаты» и становится победителем в номинациях «Видеоролик», «Познавательный маршрут», «Интеллектуальная викторина». Взаимодействуя друг с другом, ребята получают уникальную возможность для развития коммуникативных и социальных навыков, учатся принципам командной работы.
Наша школа открыта и для ребят из других образовательных организаций. Так, в этом учебном году мы стали участниками федерального проекта «Код будущего». Вместе со своим молодым наставником ребята из разных школ обучаются современным технологиям программирования, делают первые шаги в востребованной сфере IT-технологий.
Таким образом, наша школа, сохраняя лучшие традиции российского образования – открытость, доступность, качество, – не боится экспериментов и инноваций.
Шамилья БЕГИЧЕВА, директор школы №1297
Комментарии