Сразу несколько регионов предложили учительнице Василисе ПАЗДЕРИНОЙ приехать к ним по новой госпрограмме поддержки образования в сельской местности и малых городах. Но она остановила выбор на городе Лакинске и не пожалела.
Возможность изменить свою жизнь
В стране с 2020 года действует программа «Земский учитель», по которой педагоги могут приехать в любой регион, устроиться на работу в село, рабочий поселок, поселок городского типа или город с населением до 50 тысяч человек, где есть проблемы с кадрами. Учитель получает по этой программе миллион рублей при условии, что будет работать на этом месте не менее пяти лет. Если же этого не произойдет, то деньги в полном объеме придется вернуть.
Василиса Михайловна родилась и всю жизнь прожила в таежном поселке Восток-2.
– Ближайшее село было в ста километрах от нас, а до Владивостока целых 700 километров. То есть поселок Восток-2 в какой-то мере отрезан от внешнего мира. Дороги тоже оставляют желать лучшего, – рассказывает Василиса Михайловна предысторию своего переезда.
Она родом из семьи медиков: папа – хирург, мама – медсестра. Поэтому после школы пошла в медицинское училище, но по окончании его поняла, что выбор был не тот. Поддалась, как многие подростки, влиянию родителей. К педагогике пришла в осознанном зрелом возрасте. И это уже был выбор состоявшейся зрелой личности.
– Так получилось, что всю школьную жизнь я изучила со всех сторон, знаю ее и понимаю. Когда была в декрете со вторым ребенком (у нашей героини двое детей, старшему сыну 21 год), директор школы пригласила поработать на вахте. Я согласилась, потом стала лаборантом, затем – секретарем, а после взялась вести и кружок. Вот так, постепенно пришла к учительской профессии.
Ни минуты не пожалели о выборе
С 2013 по 2018 год Василиса училась в Хабаровском пединституте на психолого-педагогическом факультете. Начиная с четвертого курса стала работать в родной школе в своем поселке, где пришлось преподавать и русский, и биологию, и музыку. Была острая нехватка учителей. Поэтому Василиса Михайловна постоянно проходила курсы переподготовки. Она училась по дистанционным программам почти каждый год. И это обстоятельство, кстати, очень положительно сказалось на том, что ее пригласили на работу сразу в несколько регионов.
– Я считаю, что каждый педагог должен постоянно учиться, повышать уровень своей квалификации, совершенствоваться, для того чтобы встроиться в современный ритм жизни, идти в ногу со временем, – убеждена Василиса Михайловна.
Она в свое время поддержала молодую учительницу русского и литературы Юлию Андреевну Казанцеву, которая приехала к ним в далекий таежный поселок из большого города с одним чемоданом в руках, приобрела там квартиру благодаря полученным по программе средствам, стала учить детей.
– Я сама давно мечтала о том, чтобы переехать, поскольку вся жизнь прошла на одном месте, хотелось поработать и в другом регионе. Когда к нам по программе «Земский учитель» приехала Юлия Андреевна, прекрасный молодой педагог из Читы, все стало складываться как нельзя лучше, – говорит Паздерина.
Василиса Михайловна оформила заявку и отправила в ряд регионов. Предложения ей поступили из Тамбовской, Иркутской областей и из Карелии.
– Но мы с мужем выбрали Лакинск и ни минуты не пожалели, – признается учительница. – Очень красивый город, нравятся природа, климат, а главное – теплая и дружеская атмосфера в школе №2. Замечательные дети, родители и педагогический коллектив. Я веду четыре седьмых класса, ежедневно по шесть уроков, в субботу – восемь.
Земский учитель взяла классное руководство в седьмом классе, уже побывали с ребятами на экскурсии в Нижнем Новгороде.
– Не верю тем, кто говорит, что дети изменились. Они тянутся к знаниям, как и во все времена, бывают благодарны учителю, если он понимает их запросы. Важно найти с учениками общий язык, чтобы на уроках была всегда рабочая обстановка и царила дисциплина, вызванная взаимным уважением, – считает учительница.
Одиннадцатилетняя дочь Василисы Михайловны пошла учиться в ту же школу, уже нашла себе здесь друзей. Муж устроился работать по специальности, он столяр.
– Это очень важно, когда идет такой обмен специалистами. Школы малых городов и сел получают нужных специалистов, а учитель, прибывший из другого региона, привносит новую струю в учебное заведение, – говорит земский учитель Василиса Паздерина. – Я, к примеру, могу рассказать своим ученикам о жизни на Дальнем Востоке среди таежных лесов и о том, как живут на Камчатке, где мне доводилось бывать. Это расширяет кругозор ребят, дает им понимание того, какая у нас большая страна, как много она предоставляет всем возможностей.
– Мы купили по ипотеке двухкомнатную квартиру в Лакинске. У нас оказались приветливые соседи, снабдили нас домашними заготовками со своих участков, – добавляет она.
Василиса Михайловна подчеркивает, что программа «Земский учитель» помогла сделать поворот в судьбе в лучшую сторону. Город очень нравится, семья наслаждается красотами здешней природы.
– Идем по городу, а повсюду яблони, увешанные спелыми плодами, для нас это диковинка, волшебство, – радуются Паздерины.
Ольга БОТКИНА, Лакинск, Владимирская область
Справка
Выплата по программе «Земский учитель» составляет 1 млн рублей, для Дальневосточного федерального округа – 2 млн рублей. Госпомощь выплачивается непосредственно учителю. Деньги можно потратить на любые нужды.
Учитель должен быть не старше 55 лет на момент подачи документов. Ему необходимо иметь среднее профессиональное или высшее педагогическое образование, соответствовать требованиям, подходить по состоянию здоровья. Формально работать учителем на момент подачи документов не обязательно, хотя очень часто в регионах устанавливают это требование.
Устроиться в школу на вакантную должность нужно с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю.
Учитель берет на себя обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с той же нагрузкой.
Комментарии